Беато Анжелик

Другой блистательный художник первой половины Кватроченто - человек, в чьем творчестве объединилось Высокое Средневековье и идеалы Возрождения. Его звали Гвидо ди Пьетро Тозини, но миру он известен под именем Беато Анжелико, или фра (брат) Беато Анжелико. Это имя художник заслужил, во-первых, в связи с принятием монашеского пострига, а во-вторых, за свою утонченную живопись, которую современники называли «ангельской». «Беато» («блаженным») его называли в народе. Его наследие включает в себя фресковую живопись преимущественно религиозного содержания, а также множество миниатюр. Благодаря Беато Анжелико жанр книжной миниатюры в Центральной Италии пережил новое рождение. Ни о самом художнике, ни о хронологии его произведений нет точных данных. В начале своей деятельности Беато Анжелико был очень близок к технике и стилистике Мазаччо, но со временем все больше обращался к откровенно архаическим формам и устаревшей живописной манере. Впрочем, исследователи не исключают, что Беато Анжелико одинаково хорошо владел обеими техниками и прибегал то к одной, то к другой в зависимости от темы и от заказчика. Рис. 347 [Илл. - Беато Анжелико. Фрагмент книжной миниатюры. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 388 рис. 517)] Сильное влияние поздней готики ощущается в первых работах художника, от которых до нас дошли только фрески «Мученичество Святого Петра». В относящейся к тому же периоду (конец 20-х гг. XV в.) картине «Мадонна с младенцем и ангелами» очень заметен, напротив, художественный метод Мазаччо с перспективой как организующим элементом пространства фрески. Глубокие тени - также плод влияния Мазаччо, хотя Беато Анжелико уже в ранних работах проявил себя как вполне самостоятельный художник. Резкость теней, характерная для фресок Мазаччо, у Беато Анжелико смягчена плавностью жестов и спокойными выражениями лиц персонажей. Монументальность, широкая перспектива и живой натурализм «Благовещения», другой его ранней работы, отчетливо демонстрируют ренессансный дух его творчества и выявляют основные черты стиля Беато Анжелико: стремление к нежным, утонченным формам, яркие, мягкие краски и плавные переходы цвета. В середине 30-х гг. Беато Анжелико работал над «Триптихом», заказанным ему в Перудже. В этой работе в полной мере нашли отражение особенности зрелого стиля художника - изысканные формы, нежные оттенки красок и яркая освещенность всей сцены. Наряду с заметным влиянием творчества Мазаччо, в работах этого периода хорошо заметна все усиливающаяся тяга Беато Анжелико к фантастическим и идиллическим элементам, в полной мере присущим лучшим образцам живописи Высокого Средневековья. Рис. 348 [Илл. - Беато Анжелико. «Благовещение», Флоренция, Музей Сан Марко. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 393 рис. 523)] Примерно тогда же Беато Анжелико, уже приняв монашество, начал работу над росписями флорентийского монастыря Сан Марко, принадлежащего доминиканскому ордену. Сначала он помогал Микелоццо, а в 1443-1446 гг. уже в одиночку завершил работу. Фрески Сан Марко - достаточно однородные по технике и манере исполнения, отражающие новую стадию творческого развития художника.
Несомненно, на стилистику и композицию фресок сильно повлиял тот факт, что росписи делались для монастыря. Фрески Сан Марко - образец церковного начала в творчестве Беато Анжелико. Их отличает особая формальная строгость, мистический настрой и сильное религиозное чувство. Композиция практически всех фресок очень простая, с малым количеством фигур. Задний план, как правило, пустой, либо представляет собой внутренность монастырской кельи, лишенной каких- либо декоративных элементов. В качестве фона выступают большие объемы пустого пространства, наполненные светом - глубоко символический элемент. Фигуры имеют упрощенные очертания, однако не в ущерб естественности, а краски - несколько более приглушенные, чем на работах предыдущих лет. Тем не менее, все эти фрески не являются чисто символическими картинками. Беато Анжелико остался художником Возрождения даже при исполнении такого деликатного заказа. Одна из лучших его работ - «Благовещение» над входом в общую спальню монастыря. Художник с большим мастерством передал выражение лиц персонажей, придав им вполне человеческие эмоции, без излишней торжественности. В целом, фрески Сан Марко представляют собой пример обращения Беато Анжелико к архаическому стилю живописи. С этой точки зрения к ним вплотную примыкают фрески «Страшного суда», в которых мистическое начало и средневековая символика видны особенно отчетливо. Ни в одном другом произведении мастера не соединились так успешно стремление к пространственной конкретности и выразительности и тяга к фантастическому стилю. Несмотря на то, что все изображение выдержано в строгом соответствии со средневековой иконографией (праведники, гуляющие в райских кущах, круги Ада, Христос, творящий суд), манера изображения фигур свободная, позы персонажей и выражения их лиц естественны, как на картинах светских художников Возрождения. При этом в изображении персонажей-людей нет ничего символического. Рис. 349 [Илл. - Беато Анжелико. «Страшный Суд. Рай». Фрагмент фрески. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 394 рис. 524)] В 1446 г. Беато Анжелико получил заказ от самого папы на роспись одной из ватиканских капелл. Эта роспись была утрачена, но сохранилась другая, более поздняя, заказанная папой в 1448 г., посвященная житиям святого Стефана и святого Лаврентия. В работе над этими фресками Беато помогали его ученики, среди которых был выдающийся художник конца Кватроченто Беноццо Гоццоли. В римских фресках ощущается влияние на Беато Анжелико классического искусства. Фоном для большинства фресок служат архитектурные сооружения, напоминающие о руинах античного мира, которыми изобиловал Рим в XV в. С технической точки зрения, это было дальнейшее сближение средневекового «примитивизма» с естественностью ренессансной живописи. Это была, пожалуй, последняя живописная работа Беато Анжелико, который в дальнейшем посвятил себя исключительно монашеской жизни. Но он успел воспитать множество учеников (в отличие от Мазаччо), а впоследствии творчество Беато Анжелико нашло множество последователей и во Флоренции, где он начинал, и в других городах.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Беато Анжелик:

  1. Живопись конца столетия
  2. ГЛАВА II ИЗУВЕРЫ И ОДЕРЖИМЫЕ
  3. Пластика
  4. Последние походы
  5. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  6. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  7. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  8. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  9. 5.1. Содержание экономической оценки
  10. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  11. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
  12. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  13. 4.1. О критерии решения экологических проблем
  14. 3.5. Сочетание требования экологизации производственных процессов с требованиями экономического роста отраслей народного хозяйства
  15. 3.2. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблемы истощения. Основные пути предотвращения истощения природных ресурсов