Альберти

Филиппо Брунеллески был первым и, возможно, самым блистательным архитектором-практиком раннего Возрождения. Несколько позже него, но также в эпоху Кватроченто, работал другой выдающийся деятель - Леон Баттиста Альберти, прославившийся не только как отличный архитектор, но и как теоретик нового искусства, автор ряда трактатов.
Альберти был типичнейшим представителем гуманистической культуры, новой интеллектуальной элиты общества. Он получил блестящее образование и заслуженно считался одним из самых образованных и разносторонне талантливых людей своего времени. Философ, поэт, автор трактатов по политике и праву, он особое внимание уделял теоретической работе в области пластических искусств. Архитектуру Альберти ставил на первое место среди прочих искусств, поскольку в ней мог самым результативным образом проводить научные изыскания, основанные на математическом расчете. Рис. 315 [Илл. - Леон Баттиста Альберти. План церкви святого Андрея. Мантуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 348 рис. 468)] Альберти был первым, кто сформулировал базовые принципы эстетической доктрины Возрождения. Собственно, трактаты принесли ему гораздо большую известность, нежели архитектурные проекты. Альберти, следуя принятой Брунеллески практике, четко разделял деятельность архитектора и строителя и никогда не руководил строительными работами. Строители же вносили множество дополнений и поправок, к тому же большая часть проектов Альберти была закончена значительно позже его смерти. Эстетические воззрения и идеалы Альберти, изложенные им в трактатах «О строительном деле», «О живописи», «О скульптуре», в общем совпадают с идеалами раннего Возрождения. Все изыскания Альберти, и теоретические, и практические, основывались на совершенной гармонии и пропорции форм, причем последние были связаны с человеческой фигурой как самым идеальным творением. Альберти принадлежит самое удачное определение красоты, как ее понимали все творцы Возрождения («гармония всех частей, образующих единство»). В области архитектуры Альберти интересовало в первую очередь не здание как таковое, а то, как это здание впишется в облик окружающего квартала и всего города. Соответственно, объектом его первоочередного интереса был весь комплекс городских строений - и частных, и общественных зданий, в зависимости от людей, для которых эти постройки предназначались. Таким образом, эстетические и общественные концепции Альберти были тесно взаимосвязаны и исходили из одних и тех же предпосылок, столь же рациональных, сколь рациональным был и его подход к архитектурным проектам, основанный на законах геометрии и физики. Рис. 316 [Илл. - Леон Баттиста Альберти. Фасад церкви святого Себастьяна. Мантуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 348 рис. 467 прав.)] Альберти-архитектор решительно выступал против строительной практики, сложившейся в эпоху Средневековья и основанной на импровизации и фантазии, с одной стороны, и на практическом опыте, с другой. Согласно Альберти, теория гораздо важнее для творца, чем практика, материальное воплощение строения, картины или скульптуры. Он также по-новому подходил к античному архитектурному наследию. С дотошностью, сделавшей бы честь археологу, Альберти обратился к исследованию технических и эстетических вопросов архитектуры римской эпохи. Брунеллески трактовал искусство классики еще не особенно ясно, в его архитектуре было все-таки сильно готическое начало. Альберти же противопоставил линейности архитектуры Брунеллески подлинно классическую упорядоченность и гармонию форм, основанных не на линии, а на массе. Альберти первый, опираясь на текст трактата Витрувия и на опыт в изучении римских руин, восстановил и описал все правила, касавшиеся использования и технической реализации архитектурных ордеров античности. Скрупулезность Альберти-исследователя в то же время не помешала ему в собственных сочинениях рекомендовать архитекторам достаточную степень свободы в интерпретации классического наследия, чтобы строить по-новому, так, как требовала современность.
При этом сам он создавал проекты церквей, настолько похожих на античные храмы, что иерархи церкви не раз обрушивались на Альберти с суровой критикой. Рис. 317 [Илл. - Леон Баттиста Альберти. Храм Малатеста. Внешний вид и план. Римини. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 345 рис. 463)] Так, например, произошло с храмом семейства Малатеста в городе Римини. После завершения строительства папа римский Пий II открыто осудил и архитектора, и заказчика. По словам папы, это строение «настолько полно язычества, что подобно не храму христиан, а святилищу неверных демонопоклонников». На самом же деле, церковь просто была в избытке украшена статуями, гербами и другими указаниями на личность заказчика Сигизмондо Малатеста, но не несла сама по себе никакой нарочито еретической или языческой символики. Очевидно, в стремлении угодить заказчику Альберти все же несколько «перегнул палку». Об этом можно судить хотя бы по тому, кто именно возмущался его произведением. Папа Пий II до принятия сана был светским ученым - Энео Сильвио Пикколомини, одним из наиболее ярких представителей итальянского гуманизма. Словом, это был человек, вышедший из той же среды, что и Альберти. Образованность Пикколомини была значительно выше, чем у большинства церковных иерархов. Чтобы задеть его религиозные чувства, нужно было сотворить нечто действительно из ряда вон выходящее. Внешняя отделка церкви свидетельствует о сильнейшем влиянии античной скульптуры на Альберти. Широкие полукруглые аркады на одном стилобате служат объединяющим элементом всей композиции, сводя воедино сам храм, небольшой акведук и триумфальную арку вполне классического вида. Фасад образован тремя арками, разделенными полуколоннами коринфского ордера. Центральная арка заключает в себе портал церкви, а две боковые должны были увенчивать могилы Сигизмондо Малатеста и его супруги. По первоначальному замыслу архитектора, планировалось увенчать церковь полукруглым куполом, похожим на купол римского Пантеона. Такой купол должен был завершить общую картину и подчеркнуть пластическую массу всей церкви. Однако из всех архитектурных произведений Альберти наибольшей славой пользуется Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Альберти спроектировал его в середине Кватроченто для богатого флорентийского купца. Палаццо Ручеллаи - один из первых городских дворцов эпохи Возрождения. В отличие от другого строения - виллы Медичи, дворец работы Альберти выдержан в строгом классическом ключе. Фасад отделан гладким тесаным камнем и разделен по горизонтали правильными портиками, а по вертикали плоскими декоративными колоннами. Капители колонн свои для каждого этажа - дорические на первом, ионические на втором и коринфские на третьем. В четкую и ясную композицию вписаны порталы - не арочные, а архитравные. Окна первого этажа - прямоугольные, и средневековый стиль проскальзывает лишь в двустворчатых арочных окнах второго и третьего этажей. Во Флоренции Альберти принадлежит еще одно выдающееся произведение - фасад церкви Санта Мария Новелла, пристроенный к первоначальному зданию. Стилистическими и хроматическими решениями этот фасад напоминает соборную церковь Санта Мария дель Фьоре. Отделка полихромным мрамором, вполне традиционная для флорентийского романского искусства, в проекте Альберти приобрела новые черты - более правильный линейный рисунок, громадную арку над порталом, и две изысканно украшенные волюты верхнего уровня. Последний элемент впоследствии использовался многими европейскими Рис. 319 [Илл. - Леон Баттиста Альберти. Фасад церкви Санта Мария Новелла. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 346 рис. 466)] Творчество Леона Баттисты Альберти оказалось востребовано и нашло последователей лишь в следующем столетии, Чинквеченто, XVI в. Но и в XV столетии ученики Альберти немало потрудились в Италии, создавая почву для расцвета новой архитектуры.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Альберти:

  1. Альберт Уолстеттер
  2. Методы удовлетворения потребностей высших уровней (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)
  3. Немецкие философы, предшественники святого Фомы Аквинского
  4. 68. КАК НАРОД ФЛОРЕНЦИИ ЗАХВАТИЛ ЗАМКИ ВЕРНИЮ И МАНГОНУ
  5. ФОМА АКВИНСКИЙ
  6. §297. Св. Фома Аквинский и схоластика
  7. Вопрос 132 ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА?
  8. ПРИМЕЧАНИЯ
  9. Высокомерие и специализированные средства массовой информации
  10. 44. О ТОМ, КАК МЕССЕР МАСТИНО ДЕЛЛА СКАЛА, ОБЕЩАВШИЙ ОТДАТЬ ФЛОРЕНТИЙЦАМ ЛУККУ, ПРЕДАТЕЛЬСКИ ОБМАНУЛ ИХ
  11. 3. Искусство Рима и Южной Италии Архитектура
  12. СТРАННАЯ МАТЕМАТИКА
  13. Глава 3. Шуша. Рассказ о соседях
  14. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА
  15. I. КАК ИЗБРАНИЕ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ПЕРЕШЛО К ГЕРМАНЦАМ И КАК БЫЛ ПОСВЯЩЕН В ЭТОТ САН ОТТОН I САКСОНСКИЙ
  16. Оставь работу на работе.
  17. Список использованной литературы