§ 3. Курмышские служилые татары и их поселения в первом двадцатилетии XVII века

Нет однозначных документальных свидетельств, отражающих целенаправленный и системный процесс наделения землей служилых татар в пределах Курмышского уезда. Но сопоставительный анализ ряда имеющихся в нашем распоряжении источниковых материалов позволяет с долей уверенности определить время появления первых тюркских поселений к северу от Пьяны, увязывая этот момент с событиями периода «Смуты».

Сохранившийся документ от 26 декабря 1611 года содержит предложение князя Дмитрия Михайловича Пожарского курмышскому воеводе С В. Елагину направить ратных людей, в том числе «новокрещеных татар и тарханов» в помощь формирующемуся Нижегородскому ополчению187. Аналогичные запросы с упоминанием «татар курмыш-ских», «князей, мурз и служилых татар» поступали в Курмыш из Ниж-

Грамоты и отписные 1611-1612 гг. Курмышскому воеводе Елагину // Летопись занятий археографической комиссии 1861 год. Вып. 1. СПб.: Типогр П. А. Кумина, 1862. С. 13. 140

него Новгорода в феврале 1612 года . Это прямо указывает на наличие групп служилых татар, проживавших в 1611 году на курмышских землях. Косвенные данные подтверждают, что на рубеже 1611-1612 годов служилые татары уже успели пустить корни и обжиться в курмышских

189

местах .

В последние годы «Смуты» московские власти полагали, что Кур-мышский уезд при случае способен выставить десятки служилых татар для военных нужд России. Это подтверждается документом от июня 1615 года, когда царь Михаил Федорович требует направить среди прочих 120 курмышских татар и мурз на борьбу с поляками и литовцами во главе с Лисовским190. Однако в реальности их было гораздо меньше, нежели полагали в центре191.

В начале XVII века ранее упомянутый знатный мурза Ждан Томаев получил земли около современной деревни Озерки, что близ дороги Сергач-Княгинино. Судя по имеющимся документам, это наделение имело место во времена правления государя В. И. Шуйского192. Известно, что Василий Иванович царствовал с 1606 по 1610 год, но в последний год земли почти не раздавал. Таким образом, есть некоторые осно-

188 Там же. С. 18,21,22, 25.

189 Среди прочих, на это указывает уже упомянутый факт. В самом начале 1612 г. в уездную администрацию жаловалась ограбленная «татарка вдова Ана-камла Хлубердина дочь, а сказала: ехал из Нижнева ядринский служилый тархан Алтышка Бахтышев и у неё -де в деревне (название деревни не указано - С. С.) взял кобылу рыжу, лысу, да провел в Ядрин... » - Грамоты и отписные 1611-1612 гг. Курмышскому воеводе Елагину // Летопись занятий археографической комиссии. 1861 год. Вып. 1. СПб.: Типогр. П. А. Кумина, 1862. С. 19. Приведенные сведения выявляют наличие некой татарской деревни, уже сложившееся в ней хозяйство, а также то обстоятельство, что некоторые женщины успели к 1612 г. овдоветь, потеряв своих мужей - служилых татар.

* 190 Книги разрядныя по официальным оных спискам. Т. 1. СПб.: Типография II Отделения Е. И. В. канцелярии, 1853. С. 48.

191 В дальнейшем практика показала: после «Смуты» ратных людей набиралось по уездам гораздо меньше, чем требовала Москва. Вместо 4, 5 тысяч, что надлежало собрать князю Д. М. Пожарскому, в июне 1615 г., явилось лишь 998 человек. Причем, из затребованных алатырцев и курмышцев не явился никто -Там же. С. 96. По-видимому, их было меньше в реальности, чем занесено в списки. И потому в сентябре 1616 г. для борьбы с немцами под Псковом князю Н. П. Борятинскому предлагалось набрать только 84 арзамасских, 115 алатыр-ских и лишь 60 курмышских служилых татар - Там же. С. 212.

192 ГАНО, ф. 157, оп. 1,д. 154. Т. 1, л. 116 об.

141

вания считать появление первых служилых татар и их поселений в пределах Курмышского уезда в период 1606 - 1609 годы.

Задачи государевой службы должны были выполнять и служилые татары деревни Вакаевой или Ивакаевой (современная Урга), стерегу, щие тракт на Княгинино. Впервые о них упоминают в 1623 году «Писцовые книги Имзинского стана Курмышского уезда письма и меры Семена Жеребцова и подьячего Якова Гневышева 1621-1623 годов»193. Тогда там проживала группа служилых во главе с Ивакаем Бокаевым194. Их владения по берегам рек Урги и Березовки граничили с землями деревень Клоковицы, Молокоедовой (ныне нежилой) и ныне несуществующей деревни Бажулиной195.

Неподалеку располагалось ещё одно татарское селение. Утверждать так позволяют нижеприведенные сведения. В документах XVIII века, связанных с куплей - продажей земель в Курмышском уезде, содержится весьма интересный материал, отражающий ещё одно наделение служилых татар угодьями в начале XVII столетия. Так, И мая 1613 года сын боярский Томила Татаринов с подьячим Истомой Игнатьевым оформили Ижбулату Разгозину, Неверу Урмашеву, Баишу Черевчееву, Сюнгалею Уракову и др. права на большой участок, заключенный между реками Шковеркой, Ургой и Ананенкой196. (Ранее данное жеребье было пустошью, принадлежащей Редриковым и другим детям боярским). Этот факт дает достаточные основания полагать, что где-то поблизости ими был основан собственный усад. Его название в источнике отсутствует. Со временем он перестал быть татарским, ибо его жители по каким-то причинам перебрались в иные места. Потомки упомянутых лиц в 1749 году числились среди населения деревни Петряксы Алатыр-ского уезда 197.

Писцовые книги Имзинского стана Курмышского уезда письма и меры Семена Жеребцова и подьячего Якова Гневышева 1621-1623 гг. // Действия НГУАК. Т. XV. Вып. 2. (Вып. 1-У.). Материалы по истории Нижегородского края из столичных архивов. (Вып. 4). Нижний Новгород: Типо-лит. Ниж. печ. дело, 1913. С. 18-20.

194 Там же.

195 Там же.

196 ГАНО, ф. 2013, оп. 602, д. 1148, л. 1.

197 Там же, лл. 1-4.

142

По-видимому, тогда же служилые татары появились в Фоминках, стоящих у дороги на Княгинино. Очевидцы свидетельствовали, что до середины XIX века жители этой деревни говорили по-татарски198.

Говоря о тогдашнем татарском присутствии в рассматриваемых местах, автор не может разделить точку зрения краеведа В. Н. Улитина о наличии там служилых татар в других деревнях. Не опираясь на источники, В. Н. Улитин утверждает, что «севернее Пьяны в Княгининском уезде появляются носящие имя первых поселенцев Камкино, Ембаево (ныне Крутец). В 1652 году упоминается Ембаево мурзы Ембая Цембу-латова. В 1595 году татары получают земли в Новом Усаде (слился с Шишковердью)»199. В цитируемом фрагменте много неточностей и ошибок. В начале XVII века не существовало Княгининского уезда, а существовала Княгининская волость Нижегородского уезда. Камкино, находящееся южнее Пьяны, входило в состав Арзамасского уезда, равно как и недолго просуществовавшее Ембаево.

Выше были приведены материалы, доказывающие место, где располагался татарский Новый Усад в конце XVI века - южнее Пьяны, а не севернее, как утверждает В. Н. Улитин, ссылающийся, кстати, на данные АПА, но не подвергающий их анализу. Таким образом, фигурировавший за 1595 год в АПА Новый Усад никак не может быть соотнесен с современной Шишковердью.

Дорога на Курмыш также принадлежала к ряду охраняемых коммуникаций. Поэтому неудивительно, что по обеим её сторонам возникают сторожевые деревни служилых татар. Согласно архивным материалам, в 1621 году в Старом Андосове, что на реке Анде, имелось 6 татарских дворов, а ранее заселенные мордвой 5 дворов опустели200. Данные факты заставляют считать, что в Андосово татары появились до 1621 года, коренные жители его - мордва - в рассматриваемое время по неизвестным причинам покинули родную деревню.

В 20-е годы XVII века служилые татары продолжали владеть угодьями в Андосово, о чем позволяют утверждать другие документы. К 1629

Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленный и издаваемый Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел.

XXV. Нижегородская губерния. СПб.: Изд. Центр. Стат. комитет МВД, тип. Карла Вульфа, 1863. С. XXXIX.

199 Улитин В. Н. Княгининская отчина. Нижний Новгород [ без изд. ], 1997. С 47.

200 ГАНО, ф. 1402, оп. 1, д. 2, л. 1.

143

году относится упоминание о владениях Ждана Томаева в Андосово 01. Обращает на себя внимание тот факт, что мурза Томаев получил дачу близ стратегически важной дороги, и это указывает на смысл размещения служилых татар. Их функция была прежней: дозор за важными коммуникациями.

К 1612 году существовали поселения служилых татар в Моклоксво (позже оно будет названо Татарским Моклоково) и Ишеево. Утверждать так позволяет ряд обстоятельств. С 1612 года начался земельный спор моклоковских служилых татар с Печерским монастырем, что нашло свое отражение в целом ряде документов202. Согласно им, уже с 1612 года упоминаемый ранее Алтыш Алышев отстаивал свои и других служилых татар права на участки при Моклоково, утверждая, что существует выпись (то есть копия с более раннего документа) 1612 года, подтверждающая его земленаделение, имевшее место ещё ранее203. Кроме того, в этом блоке документов содержится упоминание одного из участников тяжбы, что группа А. Алышева получила свои права на землю из рук курмышского воеводы С. В. Елагина, а по другим данным - от представителя казанского дьяка Н. Шульгина, пытавшегося назначить своих людей в администрацию Курмышского уезда204. Так как известно, что Н. Шульгин прислал своих представителей в Курмыш не позже февраля 1612 года05, то, возможно, с этого времени татары заимели свои участки близ Моклоково.

Таким образом, вышеприведенные факты позволяют считать, что не позже 1612 года служилые татары стали жителями Моклоково. Кроме того добавим, что в документах 20-30-х годов XVII века, относящихся к событиям в Курмышском уезде, встречаются упоминания о служилых татарах, живущих в деревнях «Большое и Меньшее Моклоково, Новый Усад Челея мурзы Мустофина»206. Выявляется наличие двух Моклоково

201 Нижняго Новагорода книга платежная всяким денежным пошлинам и оброчным сборам и доимкам. 7137-1629 // Действия НГУАК. Т. XIII. Вып. Ш. Материалы. Нижний Новгород: Тип. Ниж. печ. дело, 1912. С. 103.

202 ГАНО, ф. 579, оп. 589, дд. 78, 80, 81, 83, 104, 105, 106, 111, 208, 625, 768, 772, 817.

203Там же, д. 625, лл. 2, 3. 204 Там же, д. 104, л. 2.

205Грамоты и отписные 1611-1612 гг. Курмышскому воеводе Елагину // Летопись занятий археографической комиссии. 1861 год. Вып. 1. СПб.: Типогр. П. А. Кумина, 1862. С. 20-23.

2б6 ГАНО, ф. 579, оп. 589, д. 78, л. 1.

144

и примыкающего к ним Нового Усада. Учитывая, что материалы по этим трем некогда самостоятельным усадам относятся к документации села Моклоково, можно утверждать, что в XVII веке они слились в одну довольно крупную по размерам деревню.

В материалах, отражающих земельные споры в Моклоково, среди прочего, содержится и упоминание от 1612 года межи деревни Ишее-вой. «В татарской выписи 121 года, какова с отказных книг Савелия Есипова» указывались границы владений: «А от устья Мигины Большой на низ по реке Уронге до реки Черной по левую сторону - Моклоковых, по правую - Прокопия Рыбакова, а владеют татаровя Ишеева Уса-ду...»207.

Приведенный фрагмент отражает следующие обстоятельства. К 121 (1612/1613) году уже существует Ишеев Усад, жители которого владеют участками к востоку от Урынги. В том же году была дана выпись, то есть копия с более раннего документа. Причем, этими землями они завладели явочным порядком, придя на пустоши, отписанные помещику Прокопию Рыбакову. Не менее вероятно, что Ишеев Усад возник по распоряжению какой-либо группировки, борющейся за власть в Смутные времена. По-видимому, такой факт не был единственным и беспрецедентным в эпоху «Смуты».

Принимая во внимание ряд вышеприведенных фактов и обстоятельств, относящихся к расселению служилых татар в Арзамасском уезде и показывающих, что часто деревни назывались по именам их основателей, резонно считать, что Ишеев Усад (современное Ишеево) своим названием обязан командиру служилых татар - некоему Ишею (Ишеи-су).

В 1620 году источник фиксирует наличие в Курмышском уезде на реке Анде «татарской деревни Токбулатовой»208. Причем, это упоминание содержится в документах 1804 года, относящихся к процессу разрешения проблем землепользования служилых татар в деревне Анде с XVII века, что и позволяет идентифицировать Токбулатову с современной Андой. В 1620 году Токбулатова отмечена как уже существующая татарская деревня, где имеется 13 дворов под общим предводительством Конгилды Корзичева209. В октябре 1620 года эти 13 домохозяев и ещё 17 человек получают пустоши близ Токбулатовой - и всего там

Там же, д. 625., л. 4.

Там же, ф. 161, оп. 109, д. 51, лл. 530 об.-531 об. Там же, л. 530 об.

145

становится 30 служилых татар . Изложенное означает, что Токбулато-ва (Анда) возникла задолго до 1620 года, и её основателем можно считать некоего Токбулата, которого в деревне нет в 1620 году, а её служилых татар к тому времени возглавляет упомянутый К. Корзичев. Тогда же землями в Анде располагал Богдан мурза Мустофин, о чем позволяет судить грамота Михаила Федоровича, жаловавшего ему в 1620 году дополнительные 60 четвертей в Запьянье на Диком поле211. Под названием Анда Токбулатова будет фигурировать в источниках после 1639 года212. Вдоль дороги на Курмыш возникают Базлово, Парша (ныне Тукай) и Андреевка.

Таким образом, логика испомещения служилых татар на курмыш-ских землях была сходной со смыслом их расселения в Арзамасском уезде - охрана стратегически важных коммуникаций.

Изложенное дает основание считать, что в первом двадцатилетии XVII века в Курмышском уезде существовало не менее 8 татарских уса-дов, выполнявших функции сторожевых станиц вдоль дорог на Княги-нино и Курмыш. Из них долгосрочными оказались Моклоково, Ишеево, Анда и Вакаево (ныне Урга). Судьба тюркских элементов в Озерках, Андосово, в усаде близ реки Шковерки оказалась иной. Они исчезли в ходе первой половины XVII века, ибо в документах о них более не упоминается. Татарское население Фоминок оказалось более «устойчивым» этнически; его обрусение завершится к середине XIX столетия. Но уже в 1784 году значительными угодьями в Фоминках владел русский помещик213.

Нет однозначных ответов на вопрос о времени и условиях появления Базлово, Парши (Тукая), Андреевки (Метравыл).

Рожденные во времена «Смуты», они наделили своих жителей рядом проблем, среди которых стали земельные споры с соседями.

Зная, что Алтыш Алышев, Ижбулат Разгозин и их люди были выходцами из Кадомского уезда, следует признать, что изначальные насельники первых татарских деревень в курмышских местах были мишарями. Ибо в местах, окружавших Кадом, равно как и Касимов и Темников, уже к XVI столетию вполне сформировался тот пласт татарского

2Ш Там же, лл. 530 об. - 531 об.

2,1 Там же, ф. 1403, оп. 1, д. 5, лл. 2, 3, 4; Арзамасский филиал Государственного архива Нижегородской области (далее АФГАНО), ф. Р.-178, оп. 1, Д-24, л. 32 об.

212 ГАНО, ф. 2013, оп. 602, д. 67, л. 19.

2,3 Там же, ф. 157, оп. 1,д. 15, л. 8.

146

этноса, что ныне определяется как мишарский. Добавим, что в пределах Курмышского уезда тюркский элемент проник в лице служилых татар по распоряжению властей и централизованно. Исторически сложилось так, что в ходе бурных событий лишь 7 деревень сохранились как татарские.

<< | >>
Источник: Сенюткин С. Б.. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. (Историческая судьба мишарей Нижегородского края): Монография. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ. — 416 с.. 2001

Еще по теме § 3. Курмышские служилые татары и их поселения в первом двадцатилетии XVII века:

  1. § 2. Образование селений служилых татар-арзамасцев с последней трети XVI по начало XVII века
  2. § 3. Арзамасские, алатырские и курмышские военные татары на боевой службе Отечеству в XVII столетии
  3. § 1. Хозяйственные занятия служилых татар в конце XVI - XVII веках
  4. § 1. Арзамасские и алатырские служилые татары и мурзы на охране рубежей страны в последней трети XVI - начале XVII веков
  5. § 4. Появление «государевых татар» в алатырских степях в XVII столетии
  6. § 4. Место татар Нижегородчины в общероссийской истории XVIII века
  7. РАННИЕ ХОЛМОВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
  8. § 1. Первые деревни неслужилых татар на юге и юго-востоке Нижегородчины до середины XVI века
  9. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII века
  10. ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА
  11. Глава 1. ВКЛАД ТАТАР НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО С ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVI ПО XVIII ВЕКА
  12. Вопрос 51. Стили в искусстве XVII века
  13. Положение московской политики и жизни в конце XVII века
  14. Изучение Магеллании во второй половине XVII века
  15. Что происходило на землях современного Китая ранее XVII века нашей эры