§177. Боги-ваны. Лаки. Конец света

Все боги-ваны так или иначе связаны с плодородием, миром и богатством. Древнейший из ванов, Ньёрд, взял в жены свою сестру, и она родила ему двоих детей: Фрейра и Фрейю. Принимая во внимание то отвращение, которое германцы испытывлии к кровосмешению, этот миф можноистолковать по-разному; либо он отображает нравы коренного, доиндоевропейского населения(64), либо подчеркивает оргиастический характер, присущий богам плодородия.
Тацит («Германия», 40) говорит о богине Нертус (т.е. «Мать-Земля»); это то же имя, что и Ньёрд. Богиня (ее статуя) переезжала от племени к племени в повозке, запряженной коровой; празднества в честь богини проходили в священном лесу на одном из островов «Океана», и, как добавляет греческий историк, «это был единственный период, когда люди вкушали мир и спокойствие». Повозку со ста- 63 ПитегД. Les Dieux des Germains, pp. 95-96. 64 Снорри утверждает, что браки между братом и сестрой были обычным явлением среди ванов. туей затопляли в озере вместе с рабами, исполняющими этот ритуал. Быть может, на рассказ Тацита оказал влияние знакомый ему римский культ Кибелы; но история, сохранившаяся в Саге о короле Олафе, подтверждает существование такого культа(65). В последней фазе скандинавского язычества Ньёрд был вытеснен Фрейром. Изображение Фрейра в Уппсальском храме было фаллическим; в его культе оргиастические моменты соединялись с человеческими жертвоприношениями. Но его мифология не представляет особенного интереса. Что касается Фрейи, то она, как и Фригг (* Frija(66) может быть, одно из многих ее прозваний?) была по преимуществу богиней любви и плодовитости. Снорри сообщает, что это единственная богиня, которую еще почитали во время написания его труда. Большое количество топонимов с именем Фрейи подтверждает слова Снорри. Он также добавляет, что Фрейя была жрицей у ванов и первой научила асов волшебному искусству seidhr. Она имела власть общаться с потусторонним миром и могла принимать облик птицы. Локи - фигура загадочная и двусмысленная. Этимология его имени неясна; он не имел ни своего культа, ни своих храмов. Сам будучи асом, Локи, тем не менее, все время стремится навредить другим богам и в конце времен будет сражаться против них; именно он сразит Хеймдалля. Поведение Локи сбивает с толку: с одной стороны, он помогает богам в их битвах с великанами(67); по его приказу карлики выковывают различные магические предметы, атрибуты богов (кольцо Драупнир для Одина, молот для Тора и т.д.). С другой стороны, он - безнравственный злодей, который не остановится перед преступлением: локки виновен в смерти Бальдра и даже похваляется этим. Его злобная демоническая природа передалась и потомству: волк Фенрир и Мировой Змей - сыновья Локи; его дочь - великанша Хель, хозяйка мрачной страны, куда отправляются после смерти, те, кто не имеет права пребывать в Вальхалле. Мифология изобилует сюжетами, связанными с Локи, но они напоминают, скорее, фарсы или народные побасенки. Локи хвалится своими любовными похождениями: он наградил сыном жену Тюра, возлег вместо Тора с его женой и т.д., он участвует почти во всех розыгрьппахи историях, связанных с богами и великанами. Знаменита мрачная поэма «Перебранка Локи» (Lokasenna), повествующая о том, как он проник в пиршественный зал богов и поносил их самым ужасным образом. Лишь появление Тора положило конец его глумлению. 65 Краткое изложение см. в кн.: Davidson. Gods and Myths ofNorthern Ешоре, p. 93 sq. 66 Ее отождествляли с Венерой: dies Veneris, Freitag, friday. 61 Вместе с Тором отправляется в страну великанов и злых духов; помогает Одину и Хениру содрать кожу с карлика Андвари, и т.д. Уже более века ученые традиционно трактуют Локи как бога то огня, то грома, то смерти, подобного христианскому Дьяволу или культурному герою, сравнимому с Прометеем(68). В 1933 г. Ян де Фрис сблизил Локи с трикстером, амбивалентным персонажем североамериканской мифологии. Жорж Дюмезиль предложил более правдоподобное толкование; он сопоставил фигуру Локи с Хёдом, Бальдром, а также с мифом о конце света. Лживость Локи, его злоба и переход на сторону противника во время эсхатологической битвы сближают этого бога с мрачным персонажем «Махабхараты», Дурьодханой, воплощением демонического началав мире (ср.§191). По мнению Дюмезиля, масштабы соответствий между«Махабхаратой» и «Эддой» доказывают существование общего эсхатологического мифа о борьбе Добра и Зла и конце мира - мифа, который сложился еще до рассеяния индоевропейских племен(б9). Как мы уже отмечали (§173), на последней стадии язычества германцев немало заботила эсхатология.
Конец света составлял неотъемлемую часть космологии; и так же, как в Индии, Иране и Израиле, сценарий и главные действующие лица апокалипсиса были хорошо известны. Наиболее полная и величественная картина представлена в поэме «Прорицание Вёльвы» и пересказана Снорри Стурлусоном. Там мы находим клише, хорошо известные апокалиптической литературе: нравственность приходит в упадок, люди убивают друг друга, солнце не дает света, земля содрогается, звезды падают с небосвода; избавившись от цепей, чудовища обрушиваются на землю: Мировой Змей всплывает из Океана, вызывая катастрофические наводнения. Но есть и некоторая особость: наступит трехлетняя зима (jimbulvetr); войско великанов прибудет на корабле из ногтей мертвецов; еще одно войско, под предводительством великана Сурта, взберется по радуге и атакует Асгард, обитель богов. В конечном счете, воинство богов и героев встретится на широкой равнине для решающей битвы с ордами великанов и монстров. Каждый из богов поразит своего противника. Тор умертвит Мирового Змея, но и сам погибнет от его яда. Одина проглотит Фенрир; сын Одина, Видар, сразит Волка, но вскоре будет убит. Хеймдалль и Локки уничтожат друг друга. В общем, все боги и их противники погибнут в эсхатологической битве, в живых останется лишь Сурт; он сожжет весь мир, и всякий след жизни исчезнет; земля будет поглощена Океаном, анебо обрушится. Однако это не конец. Из моря поднимется новая земля, цветущая, прекрасная и плодородная, какой она никогда еще не была, чуждая вся- 68 См. изложение основных теорий, выдвинутых до 1932 г., в КН.: Jan de Vries. TbeProbiem ofLoki, pp. 10-22 и Dumezil. Loki, p. 109 sq. 69 Ср.: Dumezil, Les Dieux des Germains, p. 97 sq.; Mythe et Epopee, 1, p. 238 sq. кому страданию. Сыновья погибших богов вернутся в Асгард, Бальдр и Хёд выйдут из преисподней примиренными. Новое солнце, ярче, чем прежнее, начнет свой ход по небу. Чета людей спасется в стволе иггд- расиля и даст жизнь новому человечеству(70). Некоторые авторы пытались усмотреть в мифе о конце света восточные влияния (иранское, христианское, манихейское и т.д.). Но, как доказал Дюмезиль, перед нами - скандинавская версия эсхатологического мифа индоевропейцев; позднейшие влияния лишь расцветили образность и добавили несколько патетических деталей. Судя по дошедшим до нас фрагментам, религия германцев бьта одной из самых сложных и оригинальных в Европе. В первую очередь, бросается в глаза ее способность обогащать и обновлять индоевропейское наследие через усвоение чужеродных идей и иной религиозной практики средиземноморского, восточного и североазиатского происхождения. Подобный процесс характерен также для индуистского синтеза (§135) и религии римлян в период формирования (§ 161). Причем способность германцев к религиозному творчеству не была парализована и с принятием христианства. Одна из самых прекрасных эпических поэм, «Беовульф «(Англия, VIII в.), представляет героическую мифологию полнее и глубже, чем соответствующие континентальные памятники, как раз благодаря влиянию христианства(71). Особенно впечатляющее изображение ragnarok вырезано на каменном кресте в Госфорте (Камберленд); на другой стороне представлено Распятие Христа(72). В период раннего средневековья религиозная креативность германцев развивается либо в симбиозе с христианством, либо в противодействии ему. Священный авторитет королевской власти в средние века основьтался, в конечном счете, на древнейгерманской концепции, согласно которой король считался представителем божественного Предка(*51): могущество правителя зависело от некоейпотусторонней священной силы, которая служила одновременно основанием и гарантией мирового порядка(73). Следует также добавить, что героическая мифология, обогатившись и получив переоценку, продолжила существование в легендах о святом Георгии, сэре Галахаде, Парцифале испособствовала учреждению рыцарства. 70 Эта последняя деталь противоречит всему эсхатологическому сценарию; падение Иггдрасиля должно было довершить гибель Мира. 71 Ср.: A. Margaret Arent. The Heroic Pattern, pp. 149, 164 sq. С другой стороны, агиографическая литература имитирует модель жизни героев, описанную в эпосе (Heldensagen); ibidem., p. 165. 72 К Berg. The Gosforth Cross, p. 27 sq.; Davidson. Gods and Myths, p. 207 sq. В той же церкви был найден камень (возможно, фрагмент креста) с изображением Тора, выуживающего из Океана Мирового Змея 73 Ср.: QttoH6jler. Germanische Sakralk6nigtum, 1, p. 12 sq., 350 sq.
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §177. Боги-ваны. Лаки. Конец света:

  1. §192. Эсхатологическая война и конец света
  2. §203. Конец света - единственное упование
  3. Конец света в 2012 году?
  4. ВТОРАЯ ХОЛОДНАЯ ВОИНА И КОНЕЦ БИПОЛЯРНОГО МИРА (конец 1970-х — конец 1980-х годов)
  5. §174. Асы и ваны. Один и его чудесные «шаманские» свойства
  6. Статья 177. Порядок допроса свидетеля
  7. § 177. Прекращение узуфрукта
  8. Боги
  9. «Другой» и религия. Исключенные боги
  10. §317. Онтология и мистическая физиология Света