§157. Непостоянство вещей и доктрина анатты

Размышляя над двумя первыми «благородными истинами» - страданием и причиной страдания, - монах приходит к мысли о непостоянстве всего. Это и отсутствие субстанциональности (пали: анатта) вещей, и одновременно не-субстанциональность его самого.
Он (как и ведантисты, орфики и гностики) обнаруживает, что он не только вещь среди вещей, но и существует как вещь. Ибо космическая полнота и Психоментальная деятельность едины в единой Вселенной. Будда показал путем безжалостного анализа, что все, существующее в мире, вписывается в пять категорий - комплексов, или «агрегатов» (скандх): 1) совокупность «очевидностей», или всего чувственного (общность материальных вещей, органы чувств и предметы их внимания); 2) ощу- 3 Например, «правильная речь» означает воздержание от ЛЖИ, злословия и клеветы, грубых Выражений - оскорбительных и недобрых, наконец, пустословия. «Правильное намерение» запрещает в буддизме губить всякую жизнь, воровать, прелюбодействовать.«Правильная жизнь» не поощряет занятий, приносящих ущерб другим людям. щения (вызываемые воздействием на пять органов чувств); 3) восприятие и формирующиеся понятия (т.е. когнитивные явления); 4) психические конструкции (санскара) - сознательная и бессознательная психическая активность); 5) мысли (виджняна) - знания как результат сенсорного восприятия и, подчеркнем, активности разума (манас), пребывающего в сердце и организующего сенсорный опыт. Только нирвана безусловна, «ни из чего не состоит» и, следовательно, не является «агрегатом». Эти «агрегаты», или «совокупности», суммарно очерчивают мир вещей и тварности человека. Еще одна знаменитая формула излагает суть и динамично иллюстрирует цепь вещей и эффектов, управляющих циклом жизней и перерождений. Эта формула, известная под названием «взаимозависимое возникновение» [закон колеса перерождений], пратитъясамутпада (пали: патиччасамуппада), включает двенадцать факторов («членов»), и первый из них - неведение. Оно порождает волевые действия, а те в свою очередь рождают «психические конструкции» (санскара) - условие психических, ментальных и других действий, и завершаются желанием и - конкретно - сексуальным влечением, ведущим к новому рождению, старости и смерти. По существу, неведение, желание и существование взаимозависимы и достаточно убедительно объясняют непрерывность цепи рождений, смертей и' перерождений. Этот анализ и классификация были заимствованы Буддой из ранней санкхьи и йоги. К тому же брахманы и упанишады дифференцировали и классифицировали космическую полноту и психоментальную деятельность по элементам и категориям. С постведийской эпохи и желание, и невежество уже упоминались как основные причины страдания и перевоплощения, а упанишады и санкхья-йога признавали еще и существование самостоятельного духовного принципа, от чего Будда, по-видимому, отмежевался; во всяком случае, он обходил это молчанием. В самом деле, в некоторых текстах, передающих, как принято считать, истинное слово Первоучителя, оспаривается подлинность человеческой личности (пудгала), жизненного принципа (джива), или атмана. В одной из проповедей он назвал бессмыслицей утверждение о том, что «эта вселенная - атман; после смерти я стану тем, кто постоянен, кто живет, продолжается, не изменяется; я буду существовать таким вечно» (4). Аскетический посыл и смысл этого отрицания понятны: медитация на ирреальности личности искореняет эгоизм.
С другой стороны, и отрицание перевоплощающегося, но не вставшего на путь освобождения и достижения нирваны «Я», не проясняет 4 Маджхима-никая 1 138. вопроса. Поэтому чаще всего Будда отказывался отвечать на вопросы о существовании или не существовании атмана. Например, он промолчал, когда странствующий монах Ваччхаготта спосил его об этом и позднее так объяснил Ананде смысл своего молчания: ответив утвердительно на вопрос, существует ли «Я», он, Будда, солгал бы и, более того, Ваччхаготта записал бы Благословенного в проповедники «теории вечной жизни», Т.е. счел бы его «философом», каким нет числа. Если бы Будда ответил: нет, «Я» не существует, Ваччхаготта принял бы его за послеДО]Зателя «теории аннигилизма». Более того, Будда усугубил бы замешательство Ваччхаготты: «Прежде у меня был атман, а теперь его нет!» («Самьюттаникайя» IV 400). Комментируя этот известный эпизод, Васубандху (У в. н.э.) делает следующее заключение: «Признавать существование «Я» - значит, впасть в ересь неизменности бытия, отрицать «Я» значит впасть в ересь факта смерти» 5. Отрицая реальность «Я», мы упираемся в следующий парадокс:учение, превозносящее деяние и его «плод», награду за деяние, отрицает делателя, «едока плодов». Говоря словами ученого более позднего времени, Буддхагхоши, «существует лишь страдание, но нет того, кто страдает; есть действие, но нет делателя» («Висуддхимаггю», 16). Некоторые тексты вносят свои тонкости: «Тот, кто ест плоды деяний в тойили иной жизни, - не тот, кто совершал деяния в прошлой жизни, но и не кто-то другой» (6). Эти уклончивость и двусмысленность говорят о замешательстве учеников, порожденном нежеланием Будды решить спорные вопросы. Если Учитель отказывался от несводимого к другим понятиям неделимого «Я», то делал так, потому что знал: вера в атмана вовлекает людей в нескончаемые метафизические споры и поощряет умствование, а в итоге - уводит от пути к «пробуждению». Если ничто не отвлекает человека от мысли () «пробуждению», он постоянно помнит о прекращении страдания и о труде во имя этой цели. Противоречия, порождаемые мыслями о «Я» и «природе нирваны», разрешаются опытом пробуждения U неразрешимы в сфере мышления и на уровне высказывания. Казалось, Будда признавал нескончаемость существования той же самой «личности» (пудгала). В своей проповеди о носильщике и его поклаже Учитель сказал так: «Груз - это пять скандх: материя, чувства, Мысли, волевые действия, знание. Носильщик - пудгала, наприМер, почтенный верующий из такой-то семьи, такого-то рода и т.д.» («Самьютта» III 22). Однако он отказывается присоединиться к полемике: Будда выбирает «срединную» позицию между апологетами 5 Цит. по: L. de la Vazee-Poussin. Nirvana, p. 108. 6 Цит. no: L. de 'a Vazee-Poussin, p. 46. «личности» (пудгалаеадинами) и сторонниками «агрегатов» (скандха- вадинами) (7). Тем не менее, вера в нескончаемость существования личности устойчива - и не только в народной среде. Джатаки повествуют о прошлых существованиях Будды, членов его семьи и его соратников, постоянно указывая на идентичность всех их перерождений. И как тогда понять слова новорожденного Сиддхартхи - «Это мое последнее рождение!» (§146) - если не признавать нескончаемость существования «подлинной личности» (даже если остерегаться называть ее «Я» или пудгала)?
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §157. Непостоянство вещей и доктрина анатты:

  1. 4.5. Контракты как средство страхования — доктрина невозможности и связанные с ней доктрины в соотношении с интерпретацией страховых контрактов
  2. НЕПОСТОЯНСТВО И СМЕРТЬ
  3. Преимущества размышления о непостоянстве и смерти
  4. Непостоянство и произвол
  5. Собственно медитация на непостоянство и смерть
  6. Статья 157. Непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства
  7. 157. КАК В РИМСКОЙ ЦЕРКВИ ВОЗНИК ВЕЛИКИЙ СПОР О БЕДНОСТИ ХРИСТА
  8. ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (ст. 157 УК РФ).
  9. §157. Защита недвижимой собственности в отношениях по соседству А) Actio fim'um regundorum (об упорядочении границ)
  10. ДОКТРИНА
  11. Глава IX ДОКТРИНЫ НА ПРАКТИКЕ
  12. 1. Социологические доктрины
  13. Доктрина Монро
  14. 18.4. Доктрина су pres132
  15. Отказ от доктрины Хармона
  16. 5.1. Классификация вещей
  17. 4. ДОКТРИНЫ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА