§154. Адживики и всемогущество «судьбы»

Своим самым серьезным оппонентом Будда считал Машкарина (Макхали) Госалу. Ученик и в течение нескольких лет помощник Махавиры, Го сала практиковал аскезу, овладел магическими способностями и возглавил школу адживиков.
Некоторые штрихи биографии Госалы, выявленные в буддийских и джайнских текстах, рисуют его как могущественного мага. Своим «магическим» огнем он умертвил одного из своих учеников: после состязания с Махавирой в магических умениях несчастный был проклят им и умер (это случилось, вероятно, в 485 или484 г. до н.э.). Этимология термина ад:живика до сих пор остается неясной. Подвергшиеся нападкам буддистов и джайнов, учение и практики адживиков с трудом поддаются восстановлению, и, за исключением нескольких цитат в трудах противников адживикизма, их канонические тексты до нас не дошли. Известно лишь, что это было очень древнее, на несколько поколений предшествовавшее буддизму и джайнизму учение. Отличие Госалы от всех его современников - его непреклонный фатализм. «Старания человека бесполезны» - вот суть этого вероучения со стержневым словом ньяти («предопределение», «судьба»). Водном буддийском источнике приводятся следующие слова Госалы: «Нет ни причины, ни повода безнравственного поведения. Люди предаются пороку без причины и повода, чистые чисты без причины и повода, ни одно «я» само по себе не действует. У человека нет своих силы[...], энергии [...], устремления [...] и отваги [...]. Все существа, индивиды, все твари, все живое не имеет своей воли, своей силы, своей энергии. Они эволюционируют согласно предназначенному, исходя из обстоятельств и собственной природы...» (Саманнапхаласутта, 54). Иными словами, Госала отвергает общее для индийских вероучений поня тие кармы: любое существо, по Госале, проходит свой собственный цикл длиной в 8 400 тысяч эонов (махакалъпа) и внезапно, без усилия получает освобождение.
Будда же считал преступным подобный безоговорочный детерминизм и поэтому критиковал Госалу гораздо чаще других своих оппонентов. «Фатализм» (ньяти), по Будде, был самым опасным заблуждением. Однако Макхали Госала, несомненно, занимает самое оригинальное место в истории индийской мысли: детерминистская концепция привела его к изучению природных явлений и законов жизни (13). Адживики отвергали ношеное одежды - обычай, появившийся задолго до Махавиры и Макхали Госалы; кормились подаянием подобно всем странствующим аскетам и придерживались строгих правил питания, нередко изнурительными обетами доводя себя до голодной смерти. Вступлению в общину предшествовал древний ритуал: неофит должен был обязательно получить ожог, взяв в руки раскаленный предмет. Его также закапывали по шею в землю и затем вырывали на голове волос за волосом. До сих пор остаются тайной спиритуальные техники адживиков. У них явно существовали традиции аскезы и собственные методы медитации. Нам известны лишь невнятные ссылки на нирвану адживиков - разновидность высшего Неба других мистических школ (14). 13 Госала предложил классификацио существ по числу их органов чувств; опираясь на скрупулезные наблюдения периодичности жизни растительного мира, он разработал учение о трансформациях в природе (паринамавада). 14 КХ в. н.э. адживики, как и все жители Индии, восприняли бхакти и окончательно слились с вишнуистской сектой панчаратрниов; ср.: A.L. Basham. History and Doctrine of lVjivikas, p. 288 sq.
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §154. Адживики и всемогущество «судьбы»:

  1. Статья 154. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел
  2. НЕЗАКОННОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) (ст. 154 УК РФ).
  3. § 154. Утрата права собственности
  4. Статья 154. Замена способа обеспечения иска
  5. Глава Судьба
  6. Моя судьба
  7. СУДЬБЫ ИСКУССТВА
  8. 24. Судьба неликвидного имущества
  9. СУДЬБА ЧЕЧЕНСКОГО ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
  10. Судьба Британика
  11. Судьбы аристократии