«Сыновний бунт, подготавливавший в экспрессионистских драмах появление «нового человека»

5 Термин «новый человек» появился в связи с постановкой исторической пьесы Г. Кайзера «Граждане Кале» (1917), в которой появляется мотив индивидуалиста-одиночки, пытающегося добровольной смертью спасти группу людей, объединенных общей опасностью.
6 Клёпфер, Ойген (1886—1950) — актер немецкого театра и кино. После окончания первой мировой войны и до 1936 г. был актером нескольких ведущих театров. В 1920 г. дебютировал в кино как актер, однако слава пришла к нему только в 1923 г. после фильма «Улица». Другие фильмы: «Новогодняя ночь» (1924), «Вильгельм Телль» (1934), «Игрок» (1938), «Фридрих Шиллер» (1940), «Братья Нопьтениус» (1945). После прихода фашистов к власти получил зва ние «государственного актера» и занимал пост советника в гитлеровском управлении пропаганды и управлении кинематографией. 7 Циннер, Пауль (1890—1969). Немецкий кинорежиссер. Родился в Будапеште, работал в венгерском театре. С 1919 г. ставит фильмы в Австрии и Германии. Его наиболее значительный фильм немого периода, «Ню» (1924), кинодрама в стиле «каммершпиль», в которой, как и в большинстве последовавших фильмов, играла его жена актриса Элизабет Бергнер. Сценарии фильмов «Ариана» (1931) и «Мечтательные уста» (1932) написал Карл Майер, уехавший в Париж вместе с П. Циннером и Э. Бергнер. После прихода к власти нацистов они эмигрировали в Англию, где П. Циннер поставил «Екатерину Великую» (1934), «Никогда не оставляй меня» (1935), «Как вам это понравится» (1936) по Шекспиру и «Украденную жизнь» (1939). Начиная с 1955 года Циннер разработал систему одновременной съемки несколькими камерами театральных представлений, преимущественно балетных и оперных спектаклей. Лучшие из них «Дон- Жуан» (1955), «Большой балет» (1957), «Кавалер роз» (1962) и «Ромео и Джульетта» (1966). 8 Бергнер, Элизабет — актриса театра и кино. Жена режиссера Пауля Циннера, она снималась в Германии по преимуществу в его фильмах; наибольший успех имели «Ню» (1924), «Фрейлейн Эльза» (1929) , «Мечтательные уста» (1932). В 1933 г. эмигрировала с П. Циннером в Лондон. После окончания войны работала преимущественно как театральный режиссер в Англии и Западной Германии. Основные фильмы: «Ариана» (1931), «Екатерина Великая» (1934), «Никогда не оставляй меня» (1935), «Как вам это понравится» (1936), «Украденная жизнь» (1939), «Говорит Париж» (1941). 9 Рейнигер, Лотта — режиссер мультипликационных, «силуэтных» фильмов, в которых она перенесла на экран технику «китайских теней». Начав работу в мультипликации в 1919 г., создала в 1923—1926 гг. свой лучший фильм «Приключения принца Ахмеда». В 30-е гг. продолжала работу над силуэтными фильмами, обогатив их использованием звука. Л. Рейнигер создала серию фильмов «Приключения доктора Дулиттла» (192В—1931), «Арлекин» (1932), «Кармен» (1933). В 1952—1956 гг. осуществила постановку большого числа мультфильмов в Англии. Глава 12. Замороженные первоосновы 1 Лампрехт, Герхарт (1В97—1974) — немецкий режиссер, сценарист и историк кино. Начал работу в кино как сценарист, затем перешел в режиссуру. Его первый фильм «Будденброки» (1923) обратил внимание критики. Фильм «Незаконнорожденные» (1926), в котором играли только дети, обладал социальным содержанием. Наибольшим успехом пользовался его звуковой фильм «Эмиль и детективы» (1931) . Он продолжал ставить фильмы при гитлеровском режиме, однако его работы этого времени были лишены политического содержания. Ставил коммерческие фильмы до конца 50-х годов. Глава 13. Проститутка и юноша 1 Хельм, Бригитта — немецкая киноактриса. Получила свою первую главную роль в фильме Ф. Ланга «Метрополией (1926). Успех фильма и притягательная внешность актрисы обеспечили ей быструю карьеру. Она снялась в таких нашумевших фильмах, как «Любовь Жанны Ней» (1927), «Альрауне» (1927), «Деньги» (1928, во Франции), «Чудесная ложь Нины Петровны» (1929), «Властительница Атлантиды» (1932), «Голубой Дунай» (1932), «Отель «Савой» (1936). Гитлеровские власти сочли тип Бригитты Хельм неподходящим для зрителей «третьего рейха», и ее запретили снимать. Глава 14. Новый реализм 1 Расп, Фриц (1891—1976) — актер немецкого театра и кино. Работал в театре М. Рейнгардта. Первая значительная роль в кино в фильме «Любовь Жанны Ней» (1927). Основные фильмы: «Трехгрошовая опера» (1931), «Эмиль- и детективы» (1931), «Средь шумного бала» (1939), «Парацельс» (1943). После войны снимался в фильмах ГДР, Западной Германии и США. Глава 15. Монтаж 1 «...з а несколько месяцев до появления «Берлина» Альберто Кавальканти выпустил документальный фильм о Париже — «Только врем я»...» Кракауэр не упоминает о том, что годом ранее советский кинорежиссер-документалист Михаил Кауфман поставил фильм «Москва», в котором была воплощена та же идея — показать жизнь большого города с рассвета до полуночи,— решенная яркими и новаторскими режиссерскими средствами. 2 Шюфтан, Эуген — один из наиболее значительных операторов современного кино. В 1925 г. изобрел так называемый «эффект Шюфтана», служащий основой комбинированных съемок. После прихода гитлеровцев к власти эмигрировал во Францию, снимал «Набережную туманов» М. Карне (193В) и ряд других фильмов. 3 Сьодмак, Роберт (1900—1973) — немецкий и американский кинорежиссер. В 1933 г. уехал из Германии в Голливуд, где поставил ряд фильмов, отмеченных влиянием европейского кино. Основные фильмы: «Винтовая лестница» (1945), «Убийцы» (1946). 4 Уайлдер, Билли, в немецком кино — Билли Вильдер (р. 1906) — кинорежиссер. Родился в Вене. Работая в Германии. После 1933 г. ставит фильмы в Голливуде. Основные фильмы: «Пять гробниц по пути в Каир» (1943), «Двойная страховка» (1944), «Потерянный уикэнд» (1945), «Сансет бульвар» (1950), «Свидетель обвинения» (1958), «Некоторые любят погорячее» (1959), «Квартира» (1960). 5 Циннеман, Фред (р. 1907) — кинорежиссер. Родился в Вене. Первые фильмы снял в Германии, а с 30-х годов работает в Голливуде. Основные фильмы: «Седьмой крест» (1944), «Ровно в полдень» (1952), «Отныне и во веки веков» (1953), «Оклахома» (1955). Глава 16. Недолгое пробуждение 1 Пискатор, Эрвин (1893—1966) — немецкий театральный режиссер. В 1919 г. вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1920— 1921 гг. организовал в Берлине «Пролетарский театр». В 1927 г. открыл в Берлине «Театр Пискатора», в котором ставил антиимпериалистические и антивоенные пьесы. Пискатор сотрудничал с драматургами Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером и другими. Одним из первых в Германии осуществил идею политического театра, плодотворно экспериментировал над обновлением выразительных средств театра. После установления гитлеровского режима Пискатор эмигрировал из Германии. До 1935 г. жил в СССР, осуществил на киностудии «Межрабпомфильм» постановку фильма «Восстание рыбаков» (1934). В 1947 г. возвратился в Германию, с 1962 г. был художественным руководителем театра «Фрайе фольксбюне» в Западном Берлине. 2 Метцнер, Эрне (1892—1954) — немецкий художник и кинорежиссер. Родился в Венгрии. Окончил Академию искусств в Будапеште, В начале своей деятельности в кино работал художником-постанов- щиком, создав декорации для фильмов «Сумурун», «Жена фараона», «Фридерикус Рекс», «Белый ад Пиц Палю» и «Дневник падшей женщины». Его высшие достижения в оформлении фильма — реалистические декорации к «Западному фронту, 1918», «Солидарности» и «Властительнице Атлантиды» Г.-В. Пабста. Его наиболее известный фильм как режиссера — «Нападение» (1929). После установления гитлеровской диктатуры Метцнер эмигрировал иэ Германии в Англию, а затем в США. 3 Юнгханс, Карл — чехословацкий кинорежиссер немецкого происхождения. В 1929 г. поставил значительный в истории кинематографии фильм «Такова жизнь». По словам Ж. Садуля, фильм «был наполнен точной атмосферой Праги конца 20-х гг., верным портретом ее народных предместий... Фильм предвещал «неореалистический стиль» и содержал несколько выдающихся по режиссерской силе эпизодов». В начале 30-х гг. К. Юнгханс работал в Москве на киностудии «Межрабпомфильм», впоследствии уехал в Европу и не создал больше ничего значительного. * Миттлер, Лео (1893—1958). Немецкий кинорежиссер. Творческую деятельность начал как актер в театрах Австрии и Германии. С 1926 г. работал в кино как сценарист и режиссер. Известность приобрел постановкой фильма «По ту сторону улицы» (1929). В 1930 г. переехал в Париж, где работал над немецкоязычными вариантами американских фильмов.
После прихода нацистов к власти эмигрировал из Германии во Францию, а затем в Англию. В период с 1938 по 1948 г. работал в Голливуде как сценарист. После войны вернулся в Европу и выступал как постановщик ряда спектаклей в западно- германских и австрийских театрах, а также на телевидении. 5 Ютци, Пиль (Фил) (1894—1946) — немецкий режиссер, чей талант открылся в период расцвета направления «новой вещности». Его фильм «Путешествие матушки Краузе за счастьем» (1929) был выдающимся произведением немецкого киноискусства. Другие фильмы: «Голод в Вальденбурге. За хлеб насущный» (1929), «Берлин, Александерплац» (1931). С 1935 по 1942 г. поставил четыре фильма невысокого художественного уровня. Глава 17. Песни и иллюзии 1 Уцицки, Густав (1898—1961) — нацистский кинорежиссер. Основные фильмы: «Концерт для флейты в Сан-Суси» (1931), «Утренняя заря» (1933), «Возвращение» (1941). После окончания второй мировой войны Г. Уцицки снимал фильмы в Западной Германии. 2 Энгель, Эрих (1891—1966). Немецкий кинорежиссер. С 1910 г. актер, режиссер и театральный драматург. В 1931 г. дебютировал как кинорежиссер, поставив комедию «Кто принимает любовь всерьез?». Специализировался на постановках комедий, лучшими из которых являются «Пигмалион» (1935), «Свадебная мечта» (1936) и «Намордник» (1938) — сатира на бюрократизм судебных властей. В ГДР Э, Энгель поставил фильмы «Дело Блюма» (1948), «Бобровая шуба» (1949) по одноименной комедии Г. Гауптмана. Награжден Национальной премией ГДР за прогресс в развитии театра и киноискусства в 1949 г. Глава 18. Убийца среди нас 1 Дитрих, Марлен (р. 1901) — киноактриса и эстрадная певица. Училась актерскому мастерству в студии М. Рейнгардта. Начала сниматься в кино в 1923 г. Первая роль в кино, принесшая ей успехг— комедия «Два галстука» по пьесе Г. Кайзера (1929). В 1930 г. сыграла роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». Огромный успех этого фильма обеспечил ей приглашение в Голливуд, где она снималась в амплуа «роковых соблазнительниц», став одной из наиболее знаменитых звезд Голливуда,— «Марокко» (1930), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932), «Песнь песней» (1934), «Желание» (1936), «Рыцарь без доспехов» (1937), «Нью-орлеанский огонек» (1941), «Кисмет» (1944). Начиная с 1933 г. правительство нацистской Германии неоднократно обращалось к ней с предложением вернуться на родину, обещая ведущее положение в нацистской кинематографии, на что М. Дитрих неизменно отвечала отказом. Ее последовательная антифашистская позиция вызывала восхищение во многих странах. Годы второй мировой войны она провела, выступая с концертами на различных участках Западного фронта. После окончания войны, когда голливудская система утратила свою силу и М. Дитрих могла выйти за рамки своего установившегося амплуа, она снялась в фильмах Б. Уайлдера «Свидетель обвинения» (1957) и С. Креймера «Нюрнбергский процесс» (1961), в которых раскрылся ее сильный драматический талант. 2 Штернберг, Джозеф фон (1894—1969) — американский режиссер, сделал большой вклад в разработку киноязыка и выразительных средств немого кино. В годы звукового кино его наибольшие достижения связаны с фильмами, в которых играла М. Дитрих. В юношеские годы приехал в США и начал работать в кино с 1914 г. В 1924 г. создал экспериментальный фильм «Охотники за спасением», принесший ему известность. Его фильмы «Трущобы» (1927) и «Доки Нью- Йорка» (1928) имели всемирный успех. После постановки в Германии «Голубого ангела» он привез М. Дитрих в Голливуд и поставил с ее участием «Марокко» (1930), «Обесчещенную» (1931), «Шанхайский экспресс» и «Белокурую Венеру» (1932), «Алую императрицу» (1934) и «Дьявол — это женщина» (1935). В 1931 г. он поставил «Американскую трагедию» Т. Драйзера после того, как С. Эйзенштейн был от странен фирмой «Парамаунт» от постановки из-за своей остросоциальной трактовки сюжета. После 1935 г. в творчестве Д. Штернберга наступает упадок. Последние годы жизни занимался преподавательской работой во французском киноинституте (ИДЕК), где руководил мастерской режиссуры. 3 Лорре, Петер (1904—1964) — киноактер. Учился в театральной школе в Вене, работал в театрах Цюриха, Вены и Берлина. Дебютировал в кино в 1929 году; в фильме Ф. Ланга «М» (1931) исполнил роль убийцы. После установления фашистской диктатуры в Германии эмигрировал в Австрию, затем в Париж, Лондон и США. После окончания войны вернулся в Германию и в 1951 г. в Западной Германии поставил фильм «Потерянный». Снимался в ролях зловещих, коварных и в то же время робких злодеев. Основные фильмы, в которых снимался П. Лорре: «Бомбы на Монте-Карло» (1931), в Англии — «Человек, который слишком много знал» (1936) и «Тайный агент» (1936); в США — «Мальтийский сокол» (1941), «Касабланка» (1943), «Мышьяк и старые кружева» (1944). Глава 19. Робкое инакомыслие 1 Георге, Генрих (1893—1946) — немецкий актер. С 1922 г. исполнял роли классического репертуара на сцене берлинского Дойче театр. После 1933 г. стал сотрудничать с нацистами, был назначен директором Шиллер-театра. Его лучшие роли в кино относятся к до- гитлеровскому периоду — в фильмах «Дрейфус», где он играл Эмиля Золя (1930), и «Берлин, Александерплац» (1931). Другие фильмы: «Юный гитлеровец Квекс» (1933), «Еврей Зюсс» (1940), «Кольберг» (1945). 2 Офюльс, Макс (1902—1957) — до прихода в кино был актером и театральным режиссером, в частности венского Бургтеатра. В кино получил известность постановкой фильма «Любовные игры» (1933) по А. Шницлеру. Работал в нескольких европейских странах и в Голливуде, сохраняя свою творческую индивидуальность, позволившую критикам назвать его фильмы подлинно «авторским кино». Он стремился воспроизводить на экране романтический образ старинной Вены; его излюбленные характеры—женщины, страдающие от неразделенной любви или злого рока. Основные фильмы: «Нежный враг» (1936,) «Вертер» (1938), «Май- ерлинг» (1940), «Письмо незнакомки» (1948), «Рондо» (1950), «Лола Монтес» (1955). Глава 20. Ради лучшего мира 1 Тривас, Виктор — режиссер, сценарист и художник немецкого, французского и американского кино. Родился в Швейцарии, родители венгерского происхождения. Начал работу в немом кино асси стентом Пабста по фильму «Любовь Жанны Ней». В 1931 г. поставил антивоенный фильм «Ничейная земля». После 1933 г. эмигрировал в Голливуд, где писал сценарии для О. Уэллса. В 1959 г. поставил в Западной Германии «фильм ужасов» «Обнаженная и дьявол». 2 Дудов, Златан (1903—1963) — немецкий режиссер. Родился в Болгарии. Учился в берлинском университете, в 1928—1929 гг. жил в СССР, изучая кино. В 1929 г. возвратился в Германию, поставил фильм «Мыльные пузыри», затем «Куле Вампе». В 1933 г. эмигрировал из Германии, куда вернулся в 1945 г. На киностудии ДЕФА (ГДР) поставил фильмы «Хлеб наш насущный» (1949), «Сильнее ночи» (1954), «Капитан из Кёльна» (1956) и др. 3 «После этого разговора Ланг почел благоразумным покинуть пределы Германи и...» В этом разговоре Геббельс, объясняя Лангу причины запрещения «Завещания доктора Мабузе», предложил ему работать над нацистскими фильмами. В тот же вечер Ланг поспешил уехать из Германии в Париж, а затем в США. За ним не последовала его жена, сценаристка Tea фон Гарбоу, которая была поклонницей Гитлера. Глава 21. Национальный эпос 1 Кортнер, Фриц (1892—1970) — немецкий актер. Играл на сценах Вены, Маннгейма, Дрездена и Гамбурга. С 1919 по 1933 г. работает в театре М. Рейнгардта. Он стал одним из известнейших актеров немецкого кино главным образом благодаря созданным им зловещим образам в экспрессионистских фильмах «Дантон» (1920), «Черная лестница» (1921), «Тени» (1922), «Руки Орлака» (1925), «Ящик Пандоры» (1929). После прихода нацистов к власти Ф. Кортнер эмигрировал из Германии в США, где снялся в фильмах «Банда Гитлера» (1944), «Острие бритвы» (1946), «Высокое окно» (1947). По возвращении на родину он поставил несколько фильмов, в том числе «Вызов» (1949) и «Сараево» (1955), ставил на берлинской сцене пьесы Шекспира, Стриндберга и Ибсена. 2 Штейнгоф, Ганс (1882—1945) — нацистский кинорежиссер. Поставил ряд фильмов по заданию Геббельса: «Юный гитлеровец Квекс» (1933), «Старый и молодой король» (1935), «Роберт Кох, победитель смерти» (1939), «Дядюшка Крюгер» (1941).
<< | >>
Источник: Зигфрид Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. 1977

Еще по теме «Сыновний бунт, подготавливавший в экспрессионистских драмах появление «нового человека»:

  1. 14.1. Русские в условиях распада СССР и появления нового российского многонационального государства
  2. 13. Кайнозой: наступление криоэры. Новые типы сообществ – тропические леса и травяные биомы. Эволюция млекопитающих и появление человека.
  3. 10 . 2 . PR-документы, подготавливаемые PR-специалистом
  4. БУНТ ИРАКЛИЯ И НИЗВЕРЖЕНИЕ ФОКИ
  5. 12. КАК ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ГРАНДЫ ПОДНЯЛИ БУНТ, ЧТОБЫ ПОДОРВАТЬ И СВЕРГНУТЬ НОВОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ
  6. 2. Бытие человека. Потребности и способности человека
  7. Появление каст (варн)
  8. А. А. Бодалев ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  9. 4. Время и место появления гоминид
  10. Покой и появление мыслей
  11. Как жилось мезоамериканцам до появления ольмеков?
  12. Появление промышленного предприятия
  13. Годы появления китайских комет
  14. Европейские кометы и годы их появления список