5. Повседневная жизнь

№ 502. Изменения в потребительском стандарте жителей «новых» земель ФРГ со средним доходом (1991-1996 гг.) 1991 г., в% Имели следующие потребительские товары 1996г., в% 95 Цветной телевизор 98 94 Легковой автомобиль 97 73 Стиральную машину-автомат 97 18 Телефон 91 40 Видеомагнитофон 78 96 Холодильник 76 33 Стереосистему 67 . 5 Микроволновые приборы 47 15 Домашний компьютер 40 3 Видеокамеру 31 6 Морозильную камеру 29 2 Музыкальный центр 22 Der Aufbau einer sozialen Marktwirtschaft in Ostdeutschland//Basis-Info. 1997. №22. S. 22.

№ 503. Аудио- и видеотехника у детей и подростков

В Германии 39% детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет имеют свой телевизор, 34% — проигрыватель компакт-дисков, 33% — музыкальный центр, 21 % — компьютер, 7% — мобильный телефон.

Deutschland. 2001. №4. S. 25. Перевод Г. Г. Супрыгиной.

№ 504. Велосипед как средство передвижения

Доля велосипедистов на дорогах Германии составляет 10%. В 2000 г. свыше 2 млн человек провели отпуск, путешествуя на велосипедах. Правительство намерено развивать это средство передвижения. На дорогах федерального значения уже проложено 15 тыс. километров велосипедных дорожек; каждый год к ним будут прибавляться еще 300 км. На это федерация ежегодно выделяет 100 млн марок.

586

Объединенная Германия (1990 — начало 2000-х г.)

Deutschland. 2001. №4. S. 25. Перевод Г. Г. Супрыгиной.

№ 505. Данные социологии об изменении жизненных установок молодежи ФРГ

[...] Исследования свидетельствуют, что на формирование жизненного стиля в значительной степени влияют досуг, свободное время и обеспеченность. Около 60 % опрошенных в начале 90-х гг. пар имели жизненную установку: «Дети после потребления». Современное поколение выросло в эпоху благосостояния, и на него наложила отпечаток философия, которая отдает предпочтение личной свободе, досугу и постоянному упрочению финансового положения, а не радостям и заботам, которые приносят дети.

[...] Молодое поколение стремится как можно больше иметь от жизни и наслаждаться ею. Для факта снижения привлекательности семьи и брака в настоящее время [...] потребность в досуге ныне так же существенна, как и профессиональные интересы. Иногда в этом же направлении действует и страх потерпеть крах в карьере. В 1999 г. 35% опрошенных молодых людей в возрасте 14-34 лет заявили, что они хотели бы наслаждаться в свое свободное время и ни от чего не отказываться. 33% подтвердили, что работу и профессию они считают важнее, чем брак и семью. Главным аргументом против замужества и основания семьи 51% 18-34-летних назвал возможность в любое время вступить в связь и расторгнуть ее. Значительной части молодых людей импонирует также возможность при любых обстоятельствах сохранить свободу и независимость.

[...] Возможность развода у пар с неоформленными официально отношениями в восемь раз выше, чем у людей, заключивших брак. Из 10 тыс. пар, предпочитающих свободные отношения, 700 ежегодно распадаются; на такое же число семей приходится всего 87 случаев развода. Незарегистрированные партнерства не являются ни трамплином для брака, ни долговременной альтернативой семье. Они скорее представляют некую фазу отношений в жизни или иными словами партнерство на определенном жизненном промежутке, при котором возможность, что оно выльется в семейные связи, весьма мала.

Почти 90 % всех внебрачных отношений остаются бездетными. Около половины таких внебрачных пар с детьми воспринимают их как фактор, отягощающий отношения мужчины и женщины [...]. Констатируется деградация брака и замена его гетеросексуальным партнерством.

Opasowski H.-W. Deutschland 2010... S. 233-235. Перевод Г. Г. Супрыгиной.

5. Повседневная жизнь

587

№ 506. Ислам в Германии (из редакционной статьи)

Писатель Гюнтер Грасс в одном из своих открытых писем потребовал построить на «Курфюрстендам» — этих «Елисейских полях Берлина» — мусульманскую мечеть. Поводом к требованию Грасса послужил простой факт: ислам стал третьей после католичества и протестантизма религиозной конфессией в Германии [...).

2,6 млн мусульман живут сейчас в Германии. Это сила, которой нельзя пренебрегать и которую нельзя оставить без внимания.

В ФРГ открыто уже около двух тысяч мечетей и мусульманских молельных домов. Больше всего приверженцев ислама (в процентном отношении на душу населения) находится в Кёльне. 70 тысяч мусульман живет в этом городе, около ста мечетей и молельных домов существует здесь [...] Постоянно растет религиозная община в Дортмунде, пополняясь, что интересно, в основном за счет молодежи. Иногда по пятницам мечеть даже не вмещает всех верующих, и некоторые мусульмане молятся во дворе у входа в нее [...]. Молитвы читаются на арабском языке. За исключением немногих, [...] большая часть верующих понимает лишь отдельные слова. Но постоянно растет число юных граждан, которые обращаются к религиозным исламским корням, и поэтому начинают учить арабский язык. Их особенно много в Берлине, который считается самым крупным «турецким» городом.

Имамы [...] назначаются турецкими государственными чиновниками. Мечети в Германии контролируются Турецко-исламским объединением религиозных учреждений, подчиненным непосредственно Министерству по делам религий в Анкаре [...]. Почти у каждой мусульманской общины есть своя футбольная команда, выходящая на поле под турецким флагом. Этими флагами украшены и стены мечетей, порой даже старыми, националистическими флагами Османской империи с тремя полумесяцами [...]. По мнению представителей исламской организации «Милли 1ерюз», Германия — сейчас идеальное место для консервации ислама. В самом деле, нельзя спорить с тем, что немецкое общество на удивление толерантно относится к различным формам ислама (...]. В Германии (в отличие от Франции) даже радикальную религиозную пропаганду воспринимают спокойнее.

По мнению берлинского специалиста по исламу Реми Лево, такая толерантность немецкого общества ведет свое происхождение от «Ауг-сбургского мира» 1555г., который [...] сделал свободу вероисповедания одним из важных факторов общественной жизни. «Немцев шокирует не ислам, адепты которого не составляют и трех процентов населения

588

Объединенная Германия (1990 — начало 2000-х г.)

ФРГ, — замечает К. де Галембер, исследующий отношение христианских церквей к исламу, — но, главным образом, атеизм. 25 процентов населения не принадлежат ни к одной из религиозных конфессий».

По мнению исследователей, «отношение к исламу является важным элементом внешней политики ФРГ, сотрудничества Германии и Турции». Если взглянуть на проблему с этой точки зрения, то становится понятно, почему в школах различных федеральных земель есть уроки не только христианской религии, но и ислама.

Kulturchronik, 1997. №3. S. 21-24. Перевод Г. Г. Супрыгиной.

№ 507. Книгоиздательство в ФРГ (1990-е гт.)

По книгопечатанию ФРГ после Великобритании и Китая занимает третье место в мире. В 1996 г. в стране было издано 70 тыс. наименований печатных изданий. Из 2 тыс издательств 100 имеют оборот свыше 25 млн марок. На рынке книготорговли нет доминирующего книгоиздательства. Наряду с крупными издательствами, действуют мелкие, обеспечивая многообразие литературной жизни. Сегодня около 6,6 млн читателей являются членами какого-либо общества любителей книги.

Самым крупным объединением профессиональных книгоиздателей является биржевой союз Германской книготорговли во Фран-каурте-на-Майне. С 1964 г. союз организует в этом городе международные книжные ярмарки, которые являются событием года в этой отрасли. С 1976г. ярмарка имеет центральную тему. В 1994г. ярмарка была посвящена Бразилии; в 1995 г. — Австрии; в 1997 г. — Португалии; в1998г. — Швейцарии; в 1999г. — Венгрии.

В ярмарке участвует больше 100 стран. Вторая по величине и значимости книжная ярмарка проходит в Лейпциге. Она ориентирована на развитие контактов со странами Восточной Европы.

Tatsachen iiber Deutschlan. Braunschweig, 1999. S. 460-462. Перевод Г. Г. Супрыгиной.

<< | >>
Источник: Белковец Л. П, Могильницкий Б. Г. Монина Л. В. . История Германии: учебное пособие: в 3 тт. Том 3. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ – 592 С.. 2008

Еще по теме 5. Повседневная жизнь:

  1. Татьяна Васильевна Диттрич. Повседневная жизнь викторианской Англии, 2007
  2. 3. Повседневная жизнь
  3. Креспель Жан-Поль.. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883, 2012
  4. Бондаренко Г. Повседневная жизнь древних кельтов, 2007
  5. Повседневная жизнь
  6. 3. Общество и повседневная жизнь
  7. 6. Повседневная жизнь и культурное развитие в Германии
  8. 1. Социально-экономическое развитие и повседневная жизнь
  9. 7. Повседневная жизнь советских людей
  10. Макдональд У.. Повседневная жизнь британского парламента, 2007
  11. Каркопино Жером. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи, 2008
  12. Креспель Жан-Поль.. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905-1930, 2000
  13. 22. Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма
  14. Гуревич Д., Рапсат-Шарлье М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме, 2006
  15. Драйтова Э. Повседневная жизнь Дюма и его героев, 2011
  16. Брюнель-Лобришон, Дюамель-Амадо. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков, 2003
  17. 1. Социально-экономическое развитие и повседневная жизнь в ФРГ
  18. Ленотр Ж.. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции, 2006