Аммон


Потомки младшей дочери Лота (Быт. 19:38), жившие к востоку от Иордана и Мертвого моря, между вади Иавок и Арнон. Их столицей был город Равва, находившийся на территории современной Иордании.
92


2 Цар. 12:26 «Иоав воевал против Раввы Аммонитской и [почти] взял царственный город». До аммонитян на этой территории жил народ гигантского роста - рефаимы, о которых практически ничего не известно. Согласно некоторым преданиям, рефаимы были разбиты и уничтожены месопотамскими царями (ср. Быт. 14)43. «.. .И приблизился к аммонитянам... и она считалась землею рефаимов; прежде жили на ней рефаимы; аммонитяне же называют их замзумимами; народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и истребил их Г осподь пред лицем их, и изгнали они их и поселились на месте их» (Втор. 2:19-21). Последним из их потомков был царь Ог. «.Ибо только Ог, царь васанский, оставался из рефаимов. Вот, одр [кровать] его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Втор. 3:11). За то, что аммонитяне поддержали моавитского царя Валака в попытке проклясть Израиль, они были отлучены от общества Господня. «В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Божие во веки, 2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение» (Неем. 13:1-2; ср. Втор. 23:3-4). В конце XII в. до Р. X. аммонитяне пошли войной на Израиль и захватили Галаад. Затем они пересекли Иордан и напали на Иуду, Вениамина и Ефрема. Старейшины Израиля в отчании позвали на помощь Иеффая. Он нанес им сокрушительное поражение, которое сразу положило конец войне. «И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки филистимлян и в руки аммонитян; 8 они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле аморрейской, которая в Галааде. 9 Наконец аммонитяне перешли Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым. И весьма тесно было сынам Израиля» (Суд. 10:7-9). «И пришел Иеффай к аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; 33 и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились аммонитяне пред сынами Израилевыми» (Суд. 11:32-33).
В конце XI в. до Р. X. аммонитский царь Нахаш решил расширить границы своего царства за счет израильских поселений в Заиорданье. Около 1020 г. он начал военную кампанию и зашел со своими войсками достаточно далеко на север - до Иависа Галаадского.
Он пообещал не убивать жителей, если те позволят ему выколоть каждому из них правый глаз. От этого ужасного унижения жителей Иависа спас царь Саул. «В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней

стражи и поразили аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе» (1 Цар. 11:11). Давид сделал аммонитян данниками, а затем послал войска к их столице - Равве. Осада продолжалась несколько месяцев, но затем Иоаву удалось сломить сопротивление защитников города. Давид, прибыв на место, довершил взятие Раввы. «Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех израильтян; и они поразили аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме» (2 Цар. 11:1). «И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее. 30 И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нем было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много» (2 Цар. 12:29-30). Соломон брал в свой гарем аммонитянок и даже построил храм Молоху,
главному божеству аммонитян. «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок, из тех народов, о которых Г осподь сказал сынам Израилевым: “Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам”; к ним прилепился Соломон любовью» (3 Цар. 11:1-2). «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской, на горе, которая пред              Иерусалимом, и Молоху,
мерзости аммонитской» (3 Цар. 11:7). Говоря о сторонах света, древние авторы обычно подразумевали ориентацию на восток. Таким образом, фраза «пред Иерусалимом» означает «на востоке от Иерусалима». Как известно, к востоку от Иерусалима лежала гора Елеонская. В 593 г. до Р. Х. аммонитяне заключили с Иерусалимом, Едомом, Моавом, Тиром и Сидоном тайный союз против Вавилона. Навуходоносор подавил их восстание. Гнев вавилонского царя пал в первую очередь на Иудею и Финикию. Однако позднее он захватил Равву и увел в плен многих аммонитян. «Так сказал мне Господь: “Сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю; 3 и пошли такие же к царю идумейскому, и к царю моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю иудейскому...”» (Иер. 27:2-3). В III в. до н. э. арабские племена уничтожили остатки аммонитской
44
политической структуры, по сути, положив конец этому государству .
<< | >>
Источник: Алексей Прокопенко. Историческая география Израиля. 2010

Еще по теме Аммон:

  1. § 1. ВУЛКАНЫ И ПРОДУКТЫ ИЗВЕРЖЕНИЯ
  2. Биография
  3. Незаменимые ресурсы
  4. §254. Великий предшественник Августина: Ориген
  5. §184. Александр Великий и эллинистическая культура
  6. Острова: взгляд издалека
  7. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  8. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  9. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  10. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  11. 5.1. Содержание экономической оценки
  12. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  13. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды