Правитель из саркофага Храма Надписей


Как уже упоминалось, саркофаг правителя майя был найден Альберто Русом в склепе внутри 20-метровой пирамиды так называемого Храма Надписей. К погребальной камере сверху, от пола храма, вела лестница, которая, как оказалось, сразу же после захоронения была засыпана каменными блоками и землей.
Склеп и саркофаг были заложены уже при строительстве пирамиды Храма Надписей, а лестница использовалась лишь в момент помещения в саркофаг умершего правителя. У входа в гробницу в каменный ящик были помещены сопровождающие — пять юношей и девушка, явно умершие насильственной смертью. После этого лестница как символ входа в пространство мертвых была перекрыта навсегда. Погребальная камера представляла собой помещение 7 м в длину, 3,75 м в ширину и 6,50 м в высоту. На стенах были помещены изображения девяти персонажей, условно названных «владыками ночи». Посреди усыпальницы находился выполненный из единого каменного блока саркофаг, размеры которого составляют 3 х 2,10 х 1,10 м. Он был установлен на шести кубовидных ножках. Все элементы поверхности саркофага были покрыты рельефными текстами и росписями. Судя по почерку и по организации пространства текста, нанесением надписей занимались два человека — один опытный мастер, а другой — явно подмастерье.
Крышка саркофага представляла собой каменную панель весом почти в 5 т и размерами 3,80 х 2,20 х 0,25 м. Верхняя ее поверхность также была покрыта
[ барельефами. Сверху лежали три каменных топорика (такие обычно подвеши-
!

вали на пояс), кусочки нефрита и раковины. Под саркофагом, в качестве подношения, лежали две скульптурные человеческие головы, выполненные в натуральную величину. Они были явно отбиты от целых статуй. Существует предположение, что одна из голов изображает самого похороненного правителя. Там же стояло несколько сосудов без росписи, видимо, для ритуальной пищи.
В самом саркофаге в вытянутом на спине положении лежал скелет мужчины 40-50 лет. Череп его оказался разбитым. Останки были густо покрыты яркой пурпурной краской и буквально усыпаны нефритовыми украшениями: диадема, трубочки для прядей волос, серьги, погребальная мозаичная маска, подвески, ожерелья, браслеты... Одна нефритовая бусина лежала во рту умершего. У ног находилась нефритовая статуэтка, изображавшая бога солнца. В гробнице присутствовали все атрибуты власти древних майя: скипетр, маска, щит.
Самым поразительным оказалось то, что от саркофага к храму наверху пирамиды тянулся так называемый «душепровод» — специальная трубка неясного назначения. Она была выполнена в виде змеиного тела, выходящего прямо в храм. Выходное отверстие, по всей видимости, было замаскировано соответствующей скульптурой. Можно предполагать, что трубка была проведена не только для передачи посланий покойнику, но и для создания специальных акустических эффектов, способных убедить доверчивое население в том, что предки их не забывают. Впрочем, на одном из рельефов Храма Надписей появляется сюжет, характерный еще для ольмеков, — персонаж с младенцем на руках. При этом младенец как бы соединен со змеей, голову которой держит в свободной руке взрослый. Змея как бы связывает правую руку младенца — наподобие веревки на ольмекских алтарях или же пуповины. Альберто Рус был, безусловно, прав, когда отмечал, что усыпальница в пирамиде Храма Надписей является исключительным сооружением.
Подробное изучение уникального саркофага подтвердило догадки о том, что и архитектура, и убранство погребальной камеры, созданные в классический период цивилизации майя, носили явно архаизированный характер — жрецы Паленке пытались детально воссоздать древние представления о легендарной прародине предков, о «Семи Пещерах». Основная идея оказалась воспроизведенной на лицевой стороне крышки саркофага.
Темой всей композиции стало легендарное селение божественных предков, известное под названием «Семь Пещер», — прародина многих мексиканских племен. Центральной фигурой этой композиции стало Южное (желтое) мировое древо, считавшееся, согласно архаической традиции, главным. Мировое древо связывало, по представлениям майя, подземный мир (антимир) с миром верхним (реальным). Корни его питались девственными водами, хранившимися под толщей земли, а крона пересекала небесные пространства. В изображение желтого дерева на крышке саркофага вплетено множество символов земледелия и

Дворец и башня, которую часто называют обсерваторией. Паленке
Илл. 39. Дворец и башня, которую часто называют обсерваторией. Паленке


характерный геометрический орнамент. На верхушке дерева расположилась крупная птица с широко раскрытым клювом — возможно, кецаль. Птица считалась одним из важных «связников» между мирами. Она наблюдает за происходящим внизу, как это обычно изображается в сценах с преисподней иа майяс- ких сосудах, или же выносит в клюве души умерших для возрождения.
Лежащий под деревом человек предстает в характерной для мезоамери- канских изображений позе отдыхающего. Одежда на нем также намеренно архаизирована. Считалось, что «душа-тень» после смерти человека оказывалась в селении призраков — антимире, где вела такую же жизнь, как и в племени.
Нижняя половина крышки саркофага занята изображением пещеры, у входа 8 которую расположился призрак. По стенкам пещеры ползают, как предполагается, улитки — символ Духа-Улитки и самой пещеры-прародины.
На поясе помещена надпись:
281.704.751* па kan moo bol Сын Желто» Попуганхн и Ягуара
•Здесь и далее цифры соответствуют номерам знаков в каталоге Э. Томпсона.

Это имя является так называемым «материнским именем», которое древние майя получали лишь при вступлении в брак. Надписи на стенках саркофага подтверждают, что именно так звали погребенного правителя. Под призраком надпись:
60.Х.504 59-509 tul hul ak ti bang В награду пришел в свежесть исчезнувший
В нижней части крышки, в основании пещеры, помещены в виде орнамента несколько раз повторяющиеся знаки Т590 — chaam «смерть, мертвый» и Т534 — Ia «владыка».
На западной и восточной сторонах крышки саркофага расположено по девять метеорологических и астральных символов.
Восточная сторона (сверху вниз) ech’ ст. ek — «звезда» (Венера) Облако-каплн (туча-дождь) kax chah’, ст. kax ca’an — «затянутое небо» tz’ay (синоним Шт-in) — «тапир» (Марс) haa — «вода (дождевая)» ngom-mu, ст. h’um-mu — «грозовые облака» mu chah’, ст. ти са’ап — «облачное небо» ngom chah’, ст. h’um са’ап — «грозовое небо» «затянутое небо»
Западная сторона (сверху вниз) «затянутое небо» «Марс» «туча-дождь» ak, ст. ak — «дождь, свежесть» kingt’ah, ст. kin t’ah (ch’ah) — «время капель» «затянутое (небо)» «затянутое (небо)» «грозовое небо» «облачное небо»
Символ «облачное небо» соответствует другому названию легендарной прародины, известному по астекским источникам: Тамоанчан — «Там, где облачное небо» (от искаженного названия майя ti mu-ап chaan).
К югу и северу от основного изображения размещены еще шесть пещер, в которых живут призраки. Таким образом, всего имеется семь пещер, что и соответствует названию легендарной прародины. Форма пещер — архаическая, как на рельефе из Чалькацинго.

alt="40. Храм Солнца в Паленке" />


Илч. 40. Храм Солнца в Паленке
Надпись па южной стороне 40. Храм Солнца в Паленке61.528:563.181              Iich си рос haa
Женский плечевой портрет вправо 109.561а:23              choc chah'-ang
Мужской плечевой портрет влево 12.1016:23              ah' ngom-ang
Мужской плечевой портрет влево 165(=511:534).21.644:61:563.181              cho-la t’an cut Iich рос haa

Надпись на северной стороне Женский плечевой портрет вправо. 165(=511:534).21. 644:59              cho-la              Van              cut              ti              ah’              ngom-ang              В              полях              бывает              посланник,



Мужской плечевой портрет вправо, в руке плоды.



Женский плечевой портрет влево, в руке женщины плод.



Омовение увядших растений



Таким образом, текст на крышке саркофага свидетельствует о том, что, по представлениям древних майя, человек в селении призраков должен был заниматься тем, чем и на земле, при жизни — обрабатывать и засевать поля в соответствующие сезоны.
Как считал Ю.В. Кнорозов, который и начал работу над текстами саркофага Паленке, представления о стране предков, отраженные в этих текстах и изображениях, уже в классический период считались устаревшими. Отдельные элементы восходят к традициям чуть ли не собирательства и раннего земледелия. Видимо, существовавшие в те времена легенды сохранили память о хозяйстве времен ухода с прародины и обнаружения новых, богатых на еду земель. Именно с такими представлениями Альберто Рус связывал захоронения, в которых покойнику старательно придавался вид живого: тело выкрашивалось специальным красителем и изготовлялась маска, изображавшая лицо живого цветущего человека. И только в таких захоронениях появляется «душепроводная труба», как, очевидно, вариант выхода из пещеры — «душа» не могла оставаться замурованной. Погребальное сооружение внутри пирамиды имитировало, очевидно, древнюю прародину-пещеру, из которой некогда вышли предки майя и куда должны отправляться души усопших.
Остальные надписи на саркофаге в Храме Надписей содержат информацию, касающуюся как самого покойника, так и его ближайших родственников.
Илл. 41. Реконструкция Т. Проскуряковой внутреннего помещения
Храма Креста. Крестом ученые назвали изображение мирового древа

alt="" />


Южная сторона (боковые грани крышки саркофага)

15. VIII.533:19.534.19

VIII La mu-la

[В день] 8 Ахав

16. XIII 551(=651-281): 60

XIII Ch’ac-tul

XIII [числа месяца] Поп

17. 740.181:88.534

t’iz-aah mool

появился вождь.

18. VI.112:19.534.19

VI Hetz' mu-la

[В день] 6 Эц’ наб

19. Х1.16:528

XI Yax cu

11 [числа месяца] Йаш

20. IV 11:528-644а: 116

IV chul cut-il

в четвертое правление

21. 679.100(=21:125): 585а

и t'an-am au

в далеких полях

22. 184(=135:544.135) 583:624-533

am-king-am maax-maax la

раз за разом защищавший



владыка

23. 533:138 747\ 667.584

la-ab ti-tzil-been

Воин Гриф благой

24. 11.573.21:х.88

chul h'el tan ...mool

Воссел преемник,



...предводитель,

25. 11.526:88:246 (=135.126)

chul chab mool am-ngl

воссел земли собирающий тогда

26. 1:74:556:126

и ma-nga-ngi

Пришел [срок]

27. 19.534.19:315:824

ti-la kaak tzu

День Огня справить

28. 48:764

kal chan

в Каменном Доме Змея
Альберто Рус полагал, что дата 8 JIa (Ах’-ав) приходится на день рождения правителя и, следовательно, является его календарным именем. Однако правитель нигде больше в тексте так не назван. Судя по всему, это дата выхода призрака из преисподней, когда устраивалось пиршество. Воплотиться в ребенке призрак мог не раньше, чем через девять месяцев (если не позже).
Самым любопытным, пожалуй, является определение титула ах’-шаном. Сложность состоит в том, что наши сведения о том, как, согласно представлениям майя классического периода, действовали боги их пантеона, крайне скудны. Благодаря прочитанным иероглифическим текстам, стало известно, что своими богами индейцы считали обожествленных предков. Тексты, словари и некоторые легенды позволяют сделать предположения о характере отношений между живущими майя и их священными предками. Так, например, индейцы стали называть Ах’-шаномом христианского Адама, как первого человека, всеобщего прапредка.
В текстах рукописей майя шаном — это бог, посещающий долины. Вместе с тем, согласно словарям, Ах’-шаном — это, прежде всего тот, кто приносит весть или послание. Шаном (шанум) означает послание, которое
Илл. 42. Храм Надписей, в котором был найден
саркофаг правителя

42. Храм Надписей, в котором был найден


может быть устным, письменным или знаковым. Майя считали, что приходящие к людям болезни — это тоже шаном, особое послание бога. Из легенд известно, что помимо передачи информационных посланий, предки в случае жестокой необходимости (засухи, неурожая) могли лично являться к живым потомкам, чтобы помочь в решении проблемы. По необходимости они могли преображаться и в стариков, и в молодых людей, и, видимо, в животных-на- гуалей.
Еще один титул требует комментария. Он передается знаком Т88 (лапа с когтями) и читается как mool (чак моолъ — «большая лапа», ягуар). Это слово означает буквально «гребущий к себе». Кроме того, mool может означать «старик», а также «старуха, собирающая (призраков в преисподней)». В качестве титула, сопровождающего и другие характеристики персонажа, он имеет значение «вождь», «предводитель».
Перевод t’an-am-av / t’an-yax-av по смыслу должен указывать на «Семь Пещер». Однако широкая омонимия не позволяет с достаточной уверенностью остановиться на каком-либо из вариантов перевода. Поэтому выбрана «нейтральная» версия.
Упомянутый в тексте Гриф, по всей вероятности, был полководцем правителя, а его титул записан как la-ab. Однако этот титул имеет весьма сложную семантику и может обозначать такие понятия, как «воин», «дух», «нагуаль», «видящий» (шаман), «старый». Этим титулом вполне можно было бы охарактеризовать и дона Хуана, мудрого героя Карлоса Кастанеды.
Восточная сторона

29. 79:21.1047(=590cef.):125

о t’an chaam

Далеко посол великого

30. 1.174(=542а.301.542а):528:24

u-be-cu-um

отправился сватать

31. 1000а(=58.1026)

zac ch’up

девушку

32. V.526

5 Chab

[В день] 5 Каоан

33. V.74.-743
/>5 Ма-аас
5 [числа месяца] Маак

34. 100:5856

у ах аи

в зеленых полях

35. 228.528:238.244 (=552-585):522

he си ach cha аи ki

ведающий полями

36. VII 577

7 Chib

[В день] 7 Киб

37. IV 743-281:57(=89-11):126

4 Aac-chul-tz’ac-ngi

4 [числа месяца] Кайяб

38. 100:585а

t’an yax av

в зеленых полях

39. 281.23:60:684:534.534.534 inv.

kan-ang tul-haal-al

искусный охотник

40. IX 671

9 Chi

[В день] 9 Маник

41. V 16:544

5 Yax king

5 [числа месяца] Йашкин

42. 100:585а

t’an yax av

в зеленых полях



43. Лестница, ведущая в погребальную камеру, где находится саркофаг


Илл. 43. Лестница, ведущая в погребальную камеру,
где находится саркофаг

228 528:238.244(=552-585):522 VII 533 III.560.130 261 528-644а 63.751-324 (=534.534.534)inv. XI:508
he си ach cha av ki              ведающий селеннямн. La              [В день] 7 Ахав Tzu-aan              3 [числа месяца]              Канкпн
ho cut              прпшел воссесть
Vaay Hix-al              Дух Ягуара
11 Chan              [В день] 11 Чнкчан
IV:743-281:57(89-11):126 100:585 63.751:542 (=534.534.534)inv. 533:138.1047 (=590cef.)\667.584 II ... 644:109:528 100:585а 171.1026-506:534.534. inv. 503\84
3! Aac-chul-tz'ac-ngi t’an yax au vaay Hix-al la-ab tzek-tzil-been Eeb cut chac cu t’an yax av ch’up h’ul-al-al ik-ngal K’aiiao в зеленых полях Дух Ягуара, воин благой могучий [В день] 2 Эб начало [месяца] Kex в зеленых полях близкая женщина, госпожа



Западная сторона (боковые A III.522 В IV.157:548 С 100:585 D 583.602:25:534.534 E 534:138.570\667.584 F IV.765 G 1.533 H VIII.743-281.57(=89-11):126 Jl 11:528-644 J2 744:58inv. J XIII.16:528 Kl 100:585 К2 744:58inv. Cham 14 Mo-h'ot t’an yax-av Aac mool h’u-aan та ch’um
la-ab baac-tzil-been
грани крышки саркофага) Ki Vaay tun t’an yax av maax nga-ca-la la-ab baac-tzil-been Och 1 La Aac-kal-tz’ac-chul-ngi chul-cut Zac-Moo 13 Yax-cu t’an yax av zac Moo


Илл. 44. Внутренний вид камеры и схема




Надписи на стенках саркофага
Южная стенка с рельефным изображением
Сцена слева. Призрак правителя изображен по пояс как бы выходящим из пещеры, покрытой завитками, изображающими раковины улиток. Над ним возвышаются ветви дерева с гроздьями. На прпзраке головной убор в виде головы попугаихи-гуакамайи с вписанным в глаз знаком Т524 hix. На нем подвеска в виде знака Т583-585 таах-аю «защитник». 63:744-281ins.-751-524              Vaay Kan-Moo Bol-hix              Дух [сына] Желтой Попугаихи
и Ягуара, 590.181:534 534\667.584              chaam-haa-tzil-been              учитель благой
Фигура справа. Призрак, по всей видимости, Белой Попугаихи сидит перед деревом с плодами, возможно какао (плод с вертикальными полосами растет прямо от ствола). Головной убор идентичен убору персонажа напротив. Одежда на персонаже мужская, но волосы подчеркнуто длинные, тогда как у первого они явно короткие и убраны по- иному. У левой фигуры нос обыкновенный, а у левой фигуры поверх основного контура прочерчен второй. На подвеске знак ik, который может означать «знатность», «госпожа».
88.1026:116.58:744              ch’up-il Zac Moo              Белая Попугаиха 40.1040.590cef./667.584              la-xa-tzek-been-tzil              владычица могучая благая
Восточная стенка саркофага с рельефным изображением (слева направо) 228.528.140.667.584. 130              he cu-el-tzil-been-aan              Занявшая (трон) владычица благая 534:138.570:140\667. 584              la-ab baac-el-tzil-been              воительница-победительница.
Илл. 45. Нефритовая маска царя. Древние мастера при изготовлении погребальных масок старались воспроизвести прижизненный облик человека



Голова правителя, Паленке

Илл. 46 Голова правителя, Паленке



Сцена: Призрак первой царицы сидит на фоне дерева с плодами хокоте-мараньон. Над волосами голова птицы. На груди подвеска со знаком ik «госпожа». 24.1047.186              Um tz’ec tah              Владыка Черепов, полководец 63.751-524:142(=534.534.534)inv Vaay Hix-al              Дух Ягуар.
Сцена: Призрак Ягуара, отца царя, сидит на фоне дерева с плодами мамей. Над волосами голова ягуара. Надета нагрудная подвеска в виде щнта с дротиком поперек — kat, «воин». 40(=14-533.1016)              xa-la-ngom              Владыка —              посланник, 570\667.584inv              baac-tzil-been              победитель              благой.
Сцена: Призрак близкой госпожи (см. блоки 56-57) сидит на фоне дерева с плодами чайот. Над волосами неясный символ. На груди подвеска со знаком ik «госпожа». 171.1026.503:140\84              ch’up ik-el-ngal              Госпожа, 36(=14-281).570\667.584inv              ха kan baac-tzil-been              почитаемая победительница благая.
Северная стенка с рельефным изображением
Фигура справа, аналогична фигуре слева на южной стенке. Различия незначительные в мелких деталях: по-иному выполнен рисунок на одежде, чуть ниже опущены руки, чуть грубее выполнен рисунок. Отличается и почерк надписи. He исключено, что изображения выполнялись разными мастерами.
98.1026:116.58:744              ch’up-il Zac Moo              Белая Попугаиха, 40.570:140/667.584              la-xa-baac-el-been-tzil              правительница, благая
победительница.
Фигура слева. Изображение идентично изображению персонажа справа на южной стороне. По-другому изображено только положение рук персонажа, текст недописан, рисунок выполнен менее опытным мастером. 63:744-281ins.-751-524              Vaay Kan-Moo Bol-Hix              Дух [сына] Желтой              Попугаихи
и Ягуара, 590.181:534 534\667.584              caam-haa-tzil-been              Учитель благой.
Западная стенка с рельефным изображением
Сцены: изображены три персонажа, между ними четыре надписи, каждая из двух блоков. Судя по стилистическим особенностям, изображения на западной стене выполнял тот же, обладавший меньшим мастерством, художник. Возможно, это был подмастерье, копировавший основные рисунки мастера на южной и восточной стенках.
Фигура слева. Персонаж в головном уборе — маске Желтой Попугаихи со вписанным знаком kan «желтый» (к этому роду, видимо, принадлежала мать Учителя) — сидит на фоне растения с плодами хокоте-мараньон. На нем надет только пояс, накидка отсутствует, волосы короткие и нос не очерчен, что позволяет определить его как мужчину.
181.23:585              haa-ang-av              Находясь на месте 602.25:140              nga-ca-el              высоко поднявшийся (взошедший).
Фигура в центре. Женский персонаж (с длинными волосами и очерченным носом) сидит на фоне дерева с плодами аннона-чиримойя. На ней головной убор в виде головы черепахи, что символизирует, по всей видимости, принадлежность к роду Черепахи. 171.1026.506:534.534.534.              ch’up-ch’up h’u-la              Женщина пришедшая, 171.503.171:i40\84              ch’up ik-el-ngal              ch’up              знатная женщина, 40/14-533/.1016              ха la-ngom              посланник-владыка, 570\667.584              baac-tzil-been              благой победитель.
Фигура справа. Искусный Охотник сидит на фоне дерева, на ветвях которого висят плоды чайота. 60.684-281:534.534.534              kan tul haal-al              Искусный охотник, /14-649/.648\667.584              ха xic-kaz-tzil-been              покровитель благой.
Ножки саркофага
На ножках саркофага представлены те же персонажи, что и на крышке и стенках (как, например, легко опознающиеся фиг. 20 и фиг. 7). Нетрудно понять, что речь идет о двух родовых парах: предок (?)-Белая Попугаиха и предок Ягуар-Черепаха. По всей видимости, они представляют обожествленных предков двух родов, или фратрий. Блоки и изображения (показаны только головы) вписаны в изгибы символа, соответствующего упрощенному знаку he, означающему, в частности: «открыть», «нулевое число (канун) месяца».
Судя по изображениям и текстам, ориентировка следует схеме запад- восток.
Ножка юго-западная
Лицо персонажа повернуто вправо, волосы связаны узлом на затылке. У лба помещен знак ak — «призрак», «темнота». 16.561:23inv.              yax chah’-ang              [При] синем небе 12.1016:23inv.              ah’ngom-ang              посланник.
Ножка юго-восточная
Изображен женский персонаж (возможно, Белая Попуганха), лицо повернуто влево, прическа с налобной повязкой. У лба помещен знак, передающий морфему ak которая имеет, в частности, такпе значения, как «призрак», «темнота». 165(=511:534):21.644:59 cho-al t’an cut ti              В полях — место 12.1016:23inv.              ah’ngom-ang              посланника

Илл. 47. «Овальная палетка» из Паленке, которая изображает Белую Попугаиху, подносящую роскошный головной убор из нефрита правителю
«Овальная палетка» из Паленке, которая изображает Белую Попугаиху, подносящую роскошный головной убор из нефрита правителюНожка северо-восточная
Женский персонаж (Черепаха) в колпаке, конец которого свешивается вперед, лицо повернуто вправо. 61.528              Iich си              В период 563.181;140              рос haa-el              очищения.
Ножка северо-западная
Персонаж (возможно, Ягуар) смотрит влево, волосы связаны узлом на затылке. У лба знак ak — «призрак», «темнота». 109.561:23inv.              chac chah’-ang              [При] красном небе 12.1016:23inv.              ah’ ngom-ang              посланник.
<< | >>
Источник: Ершова Г.Г.. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика. 2002

Еще по теме Правитель из саркофага Храма Надписей:

  1. Хронологический порядок в надписях на саркофаге
  2. Рыцари Храма
  3. Полемика вокруг Параибской надписи
  4. 92. КАК И КАКИМ ОБРАЗОМ СТАРАНИЯМИ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ПРИШЕЛ В УПАДОК ОРДЕН ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА
  5. Города и правители
  6. Божественный правитель
  7. ПРАВИТЕЛИ
  8. 4.4.5 Правитель как исполнитель велений Неба
  9. 3. ДИНАСТИЯ ГУЛЯМОВ—ПРАВИТЕЛЕЙ ДЕЛИ
  10. Брак Елизавета Ярославны и Харальда Сурового Правителя
  11. 34. О ДРУГИХ НОВОВВЕДЕНИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРАВИТЕЛЯМИ ФЛОРЕНЦИИ
  12. ПОСЛАНИЕ МИХАИЛУ, ПРАВИТЕЛЮ БОЛГАРИИ
  13. Правители знакомы с общественным мнением
  14. 1. Владимир как христианский правитель (9901015 гг.)
  15. 59. КАК ПРАВИТЕЛЬ ВЕРОНЫ ПОГИБ ОТ РУКИ СВОЕГО БРАТА
  16. 16. КАК ВО ФЛОРЕНЦИИ ПОДНЯЛОСЬ ВОССТАНИЕ И БЫЛ ИЗГНАН ЕЕ ПРАВИТЕЛЬ, ГЕРЦОГ АФИНСКИЙ
  17. 110. КАК УМЕР КАРЛ, ГЕРЦОГ КАЛАБРИИ И ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ