Что еще умели сапотеки и миштеки


Сапотеки пользовались иероглифическим письмом, появившимся в 600-400 годах до н.э. Их тексты можно встретить на стелах, на стенах погребальных камер и на мелких предметах. Совершенно очевидно, что это письмо имеет общие мезоамериканские корни, но задача его дешифровки пока не решена.
Известно, что после завершения «ползучего» захвата власти в Оахаке миште- ками и падения Монте-Альбана это фонетическое письмо вышло из употребления. Его сменила любимая миштеками пиктография. Рисуночные книги, или кодексы, писались на сложенной гармошкой «индейской бумаге» из коры фикуса. На листы накладывался специальный грунт, а затем наносились рисунки. Эти книги представляли собой подлинные произведения искусства. Основными темами сюжетов были отношения между знатными родами, их происхождение и отчасти исторические события. Пока не найдено ни одной более ранней сапотекской книги, и возможность такой находки маловероятна из-за того, что сохранность подобных материалов в условиях оахакского климата весьма проблематична. Известно, что именно по этой причине у майя существовала традиция регулярного переписывания — «обновления» — старых книг, которые попросту сгнивали или же их поедали жуки. Однако книжная традиция миш- теков явно не возникла самостоятельно, а восходит скорее всего к текстовым рукописям сапотеков. Впрочем, хочется верить, что в один прекрасный день где-нибудь в сухой пещере будет обнаружена древняя сапотекская книга и загадка происхождения миштекских кодексов окажется разгаданной, а письмо расшифрованным.

Миштеки же сумели создать даже особенный художественный стиль, получивший название «миштека-пуэбла». Именно этот стиль стал «интернациональным» в постклассические времена, то есть после X века н.э. У миштеков его позаимствовали астеки, официально признав в качестве «имперского», и он стал своеобразной визитной карточкой «мексиканского» искусства.
Жители Оахаки в хозяйстве металлическими изделиями не пользовались. Ho это не значит, что они «не знали металла». Еще сапотеки умели обращаться с медью и изготовлять изделия из ее сплавов. В основном это были украшения
Или. 20. Золотая пекторалъ из погребения в Монте-Альбане, относящаяся к 1200-1500 гг. По всей видимости, она должна была воспроизводить
прижизненный облик знатного индейца




и ритуальные предметы. Медные топорики Т-образной формы обычно прятались в специальных тайничках завернутыми по несколько штук в узел или сумку. Их назначение остается еще одной загадкой сапотеков.
Миштекские ювелиры предпочитали тонкую работу по золоту. Именно они покрывали своих уложенных в сапотекские склепы покойников золотыми пекторалями — это были особые маски, рельефно воспроизводившие не только лицо умершего, но и его головной убор, а также верхнюю часть груди с элементами одежды, орнаментом и украшениями.
<< | >>
Источник: Ершова Г.Г.. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика. 2002

Еще по теме Что еще умели сапотеки и миштеки:

  1. ЕСЛИ НЕ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА — ТО ЧТО ЖЕ. ИЛИ ГДЕ ЕЩЕ МЫ ИЩЕМ ИНФОРМАЦИЮ В ИНТЕРНЕТЕ?
  2. Воинственные соседи миштеки
  3. Где искать сапотеков?
  4. Погребальный обряд в пешерах у сапотеков
  5. Как сапотеки ориентировались в пространстве
  6. ГЛАВА 3 САПОТЕКИ: МАСТЕРА ЧЕРЕПНЫХ ТРЕПАНАиИ
  7. КНИГА ПЯТАЯ I. О том, что есть государство, согласно Плутарху, и о том, что является в нем душой, и что членами.
  8. Еще об истории
  9. 11. ЕЩЕ О ВОЙНЕ С СИЕНЦАМИ
  10. Еще одна опасность любви.
  11. ЕЩЕ РАЗ ОБ ИЗОКВАНТАХ
  12. Еще раз о Mattel
  13. Есть и еще отличие
  14. ..Еще более неповторимое падение
  15. 7. ЕЩЕ О ВОЙНЕ МЕЖДУ ФЛОРЕНТИЙЦАМИ И СИЕНЦАМИ
  16. ЕЩЕ РАЗ ОБ ОТЦАХ И ДЕТЯХ
  17. Еще раз о поляризации полов
  18. 64. ЕЩЕ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ ПАПЫ БОНИФАЦИЯ
  19. 94. ЕЩЕ О РАЗМЕРАХ, ПОЛОЖЕНИИ И ВЕЛИКОЛЕПИИ ФЛОРЕНТИЙСКОЙ КОММУНЫ