загрузка...

ВВЕДЕНИЕ



Теория информации - одна из наиболее бурно развивающихся отраслей современного научного знания. За два десятилетия с момента возникновения она насчитывает почти столько же работ, что и теория относительности - один из фундаментальных разделов современной физики. И в настоящее время формула ко - личества информации К. Шеннона, пожалуй, известна не менее, чем формула взаимосвязи массы и энергии А. Эйнштейна. К тому же если теория относительности применяется только физиками, то теория информации проникает во многие науки о неживой и живой природе, обществе и познании, ее используют и физики, и химики, и биологи, и экономисты, и лингвисты, и логики, и ученые многих других специальностей.
Теория информации нужна не только науке, но и производству. Современное производство стало очень сложным; в связи с этим на первый план в нем выдвигаются вопросы организации и управления, основанные на процессах передачи и преобразования информации. Без изучения и широкого использования информации было бы затруднено дальнейшее преобразование вещества, наращивание энергии и т. д.
Естественно, что интенсивное развитие теории информации и ее приложений ставит ряд вопросов философского характера. И прежде всего возникает проблема выявления содержания самого понятия «информация».
В последние годы значительно возрос интерес к философским вопросам теории информации. Так, в 1965 г. в Лондоне,
v_/              ^
Нью-Йорке и Париже вышли коллективные монографии , посвященные в основном философскому осмыслению природы информации. Еще в 1962 г. в Праге вышла книга И. Земана (русский перевод ее появился в 1966 г.), в которой выявляется связь теории информации и гносеологии **. В русском переводе изданы две книги Л. Бриллюэна ***, где также затрагивается ряд философских проблем теории информации. Наконец, 1960 г. оказался урожайным и для советских авторов: вышли работы . Шералиевой              и Н. И. Жукова              . Сюда следует добавить
сотни статей в нашей и зарубежной философской литературе.
Вокруг понимания природы информации в философии идет борьба между материалистами и идеалистами. Последние пытаются оторвать информацию от материи, превратить ее в некую духовную субстанцию или же представить и виде комплекса ощущений, переживаний субъекта. Например, неотомисты (Вас- мут, Фессар) прямо заявляют, что информация по своей природе божественна. Экзистенциалисты (Ипполит) полагают, будто идеи теории информации очень созвучны философии существования. Позитивисты (Геру, Уилкинсон, Маккей) считают, что теория информации отрицает объективность закономерностей природы и доказывает их творение познающим субъектом. При этом утверждается, будто бы теория информации «преодолевает» крайности материализма и идеализма, «упраздняет» основной вопрос философии и становится методологией науки.
Вполне понятно, что аргументированная критика идеалистических (а также метафизических) интерпретаций понятия
информации предполагает раскрытие его действительного содержания. Ее ведущим принципом служит связанное с материалистическим решением основного вопроса философии положение о том, что информация является свойством материи.
Необходимо, однако, отметить, что среди ученых-мате- риалистов нет единого мнения о том, присуща информация всей материи или же только ее части. Ряд философов утверждает, что информации возникает лишь на уровне общества, другие полагают, что она присуща живым существам и кибернетическим устройствам, третьи же отстаивают точку зрении о всеобщности информации. Кто же из них прав?
Чтобы ответить на этот и другие вопросы, необходимо провести философский анализ понятия информации. Но здесь возникает новый вопрос: что же понимать под такого рода анализом?
В нашей литературе существуют работы, где делается попытка философски осмыслить понятие информации. К числу их недостатков можно отнести неполный охват материала естественных и других конкретных наук. Например, анализируется лишь статистическая теория информации и на основе обобщения положений этой теории с привлечением некоторых философских категорий дается определение информации. Как правило, данное определение оказывается весьма узким, не отвечающим современному состоянию теории информации. Это выражается, в частности, в том, что информация понимается лишь как кибернетическая категория, т. е. считается свойством лишь определенной группы материальных явлений и т. д. До последнего времени из поля зрения ряда исследователей выпадали невероятностные подходы в теории информации, зачастую не анализировался качественный аспект информации (например, прагматический, семантический), применения теории информации в науках о неживой природе.
Важно отметить, что самый широкий охват материала специальных наук, т. е. самой теории информации и ее приложений, - необходимое, но еще недостаточное условие для философского анализа понятия информации. Простое обобщение данных специальных наук еще не является философским анализом (пусть даже с привлечением аппарата философских категорий). Ведь в настоящее время появляются различные идеи, взгляды, теории, методы (концепции) информации.
Учение об информации находится в процессе развития, причем весьма интенсивного. Но это означает, что и само понятие информации развивается. Поэтому, если даже обобщить все существующие концепции информации и определить понятие информации, мы не можем быть уверены, что это определенно не изменится.
По-видимому, необходимо такое определение данного понятия, которое не противоречило бы появлению других теории (идей, взглядов и т. д.) информации. И здесь уместно обратить внимание на аналогичную проблему определения другого понятия - материи, которая встала перед философией в связи с революцией в физике и кризисом ее методологических основ в конце прошлого и в начале этого века. Решение этой проблемы, данное
В.              И. Лениным, не сводилось к простому обобщению достижений современного ему естествознания. Ленинское определение материи вытекало из данных естествознания, но в то же время опережало их, явилось итогом теоретико-познавательного анализа тенденции развития научных представлений о материи.
Конечно, из сказанного не следует, что требуется столь же широкое определение понятия информации, как и понятия материи.
Материя - предельно широкая философская категория, другие же философские категории и специально-научные понятия лишь конкретизируют ее, выражают ее определенные аспекты. Однако метод определения понятия материи, развитый В. И. Лениным, может быть использован и при определении понятия информации.
Мы полагаем, что общее определение понятия информации должно выступать как единство объективно-диалектического и логико-гносеологического аспектов. Первый из этих аспектов разрабатывается в основном специалистами в области теории информации и ее приложений. Из этого, конечно, не вытекает, что философ ничего нового здесь сказать не может, но в центре его внимания находится по преимуществу логико-гносеологический аспект, который представителями частных наук или вообще не разрабатывается, или же разрабатывается совершенно недостаточно.
В этой книге содержание понятия информации будет раскрыто на основе логико-гносеологического анализа его развития в системе научного знания.
В нашей философской литературе широко распространено мнение, что методологической основой анализа понятия информации служит теория отражения. Это очень важное положение, и мы пытаемся его развить в книге. Однако мы полагаем, что основой такого анализа должна стать вся материалистическая диалектика, а не только какой-либо из ее разделов, хотя бы и очень важный. Разумеется, не все категории диалектики одинаково связаны с понятием информации. Наиболее важными представляются две из них: категория отражения и категория различия. При этом оба аспекта рассмотрения понятия информации не должны противопоставляться, они взаимно дополняют, развивают друг друга.
Вообще же проблема связи философии и теории информации многопланова. Можно выделить следующие ее стороны: Философский анализ предмета и методов теории информации и ее приложений в различных науках. Раскрытие философского содержания понятия информации на основе обобщения данных конкретных наук и логикогносеологического анализа развития этого понятия. Установление места понятия информации в системе других понятий научного знания (прежде всего основных понятий кибернетики) и выявление его связи с категориями и законами материалистической диалектики. Применение общего понятия информации и связанных с ним теоретико-информационных методов для обогащения содержания научного аппарата материалистической диалектики, теории познания. Выявление социальных (социологических) аспектов теории информации и информационной техники. Критика религиозно-идеалистических и метафизикомеханистических интерпретаций понятия информации.
В этой работе затрагиваются многие из упомянутых сторон философского осмысления теории информации, хотя и не все в одинаковой степени. Естественно, что всестороннее и глубокое рассмотрение всей философской проблематики теории информации осуществимо лишь в результате совместных исследований как философов, так и специалистов в области теории информации и других наук.
Несколько слов о названии книги. Стало традицией называть работы, посвященные философскому анализу понятия информации, примерно так: «О природе информации», «К вопросу о природе информации» и т. п. Под природой информации здесь имеется в виду философское содержание ее понятия, т. е. совокупность наиболее общих, существенных признаков информации.
Рукопись книги и ее отдельные разделы обсуждались членами секции философских вопросов кибернетики Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР (председатель секции доктор философских наук А. Г. Спиркин) и комиссии философских вопросов теории информации и ее приложений при этой секции. Важные замечания, содействующие улучшению книги, были сделали доктором философских наук Б. В. Бирюковым, кандидатами философских наук Л. Б. Баженовым, К. Е. Морозовым, В. С. Тюхтиным, кандидатом биологических наук Ю. Л. Урманцевым и кандидатом физико-математических наук Ю. Л. Шрейдером, которым автор выражает свою признательность.


| >>
Источник: Урсул А. Д.. Природа информации: философский очерк. 2010

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. 3. Последствия введения наблюдения
  2. Введение
  3. 4. Последствия введения наблюдения.
  4. 4. Последствия введения внешнего управления
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. Введение
  9. Введение
  10. ВВЕДЕНИЕ