2.6. «Пассионарная» теория этногенеза Л.Н. Гумилева

Создавая свою теорию этногенеза, Л.Н. Гумилев положил в ее основу в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, определяемый тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях.
К ним он и адаптируется как к условиям своего обитания и развития. Этнос — это прежде всего феномен биосферы. «Мы, — пишет он, — порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» [5, с. 216]. Культура, ее возникновение и роль носят вторичный характер. Автор считает главной причиной зарождения, развития и прогресса этнической общности присутствие в ее составе «пассионариев», т.е. особо энергичных, даровитых и талантливых людей. Причиной же упадка этноса является появление субпассионариев, т.е. бродяг, бездельников, преступников, люмпенов и т.д., для которых характерны «безответственность и импульсивность». Уменьшение числа пассионариев и, наоборот, увеличение числа субпассионариев в течение 1200 лет ведет к вырождению и гибели этноса. Такова суть концепции автора в самом общем виде. Шесть особенностей Как же сам Л.Н. Гумилев излагает осно и признаков этносов вы своей тории? В книге «Этносфера. История людей и история природы» он конспективно сводит главные особенности этногенеза и свойств этносов к шести пунктам. Приведем их с некоторыми сокращениями, полностью сохраняя авторское изложение. Биосфера Земли — это одна из оболочек планеты. Люди входят в состав биосферы, но они столь разнообразны, что рассматривать их всех как целостность — антропо-сферу — не конструктивно. Лесные охотники, степные пастухи, земледельцы, горожане, рыболовы южных морей и морей северных, древние эллины, средневековые рыцари, буржуа и строители каналов, бесписьменные пигмеи и ученые... — все они разнообразны и все по-своему прекрасны и умны. А по оси времени! Были филисти-миляне и парфяне — их нет. Не было французов и англичан — они есть, но когда-нибудь уступят место иным этносам. Как и почему это происходит? Вот предмет исследования — учения об этногенезе, или происхождении и исчезновении народов. 1. Этнос — система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец; точнее: этногенез — процесс дискретный. 2. Универсальный критерий отличия этносов между собой один — стереотип поведения — особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками. 43 3. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе. Поэтому этнос как явление не сводим ни к одной из известных социальных форм человеческого общежития и должен быть отнесен к категории природных коллективов, естественно сложившихся общностей и изучаться как природный феномен методами естественных наук. 4. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживаются геобиохимической энергией живого вещества биосферы, эффект которой на этническом уровне организации биосферы описан автором как явление пассионарности. Пассио-нарность — поведенческий признак, воспринимаемый сторонним наблюдателем как непреодолимое стремление к намеченной цели, пусть даже иллюзорной, но для достижения которой носители ее — пассионарии — не жалеют как собственной жизни, так и жизни своего потомства. Психологически пассионарность — как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения. 5. В зависимости от соотношения пассионарного импульса и инстинкта самосохранения автором описано три характерных поведенческих типа: (а) пассионарии; (б) гармоничные люди; (в) субпассионарии. 6. Статистически в этносе преобладают гармоничные люди, доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны. Но изменение их количества определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы. Пассионарное напряжение и направление его изменения определяют фазу этногенеза, или возраст этноса,... пассионарии появляются не случайно и не в единичных случаях, а как популяции, которые образуются в результате своеобразного явления — пассионарного толчка (мутации). Особенность таких толчков — их кратковременность (приблизительно 1—5 лет, но не менее года) и геометрия на поверхности земли. За последние три тысячи лет достоверно зафиксировано пока девять пассионарных толчков: четыре до рубежа нашей эры, пять — после. Суть явления состоит в том, что в определенный момент времени на узкой, шириной 200—300 км и вытянутой полосе поверхности Земли, имеющей геометрию, близкую к геодезической линии, возникает серия пассионарных популяций, внутри которых начинаются бурные процессы этногенеза, приводящие через 130—160 лет к появлению группы новых этнических систем, проходящих синхронно все фазы этногенеза. Через 1500 лет с момента толчка пассионарный признак полностью устраняется 44 из популяции, процесс этногенеза завершается, и этнос либо исчезает (как система, но не обязательно как люди), либо существует неограниченно долго в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта, в гомеостазе [5, с. 300—304]. Правда, в разных трудах Л.Н. Гумилева цифровые показатели меняются, часто говорится о вырождении и гибели этносов. Под воздействием критики он постоянно смягчает свою позицию, но в одном стоит твердо: этнос — не социальное явление и у него нет никаких признаков — ни территории, ни языка и т.д. Только противопоставление «своих» и «чужих» («мы» и «они»), данное членам этноса в рефлексии, служит индикатором для определения этнической принадлежности [6, с. 52]. Этнос, — по определению Л.Н. Гумилева, — коллектив людей, который противопоставляет себя другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарно-сти — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей [5, с.
11]. Он не приемлет также существование самосознания и психологии как связующих элементов этнической общности, как основы компли-ментарности людей. О доводах и аргументах Большинство российских ученых, преж- Л Н Гумилева де всего этнологов, не приемлет несо циальное происхождение и содержание этносов. Ю.В. Бромлей, например, полностью отвергает саму концепцию пассионарное™. Он считает, что доводы Л.Н Гумилева, его «аргументы» не только субъективны, неубедительны, но и нередко ошибочны. Например, Гумилев считает, что для этногенеза благоприятны только те регионы, где сплетаются разнородные ландшафты: напротив, одноландшафтные территории никогда не были местом возникновения этносов. Приведенная «этническая» карта территорий странным образом оставила за пределами этногенеза такие территории, как Прибалтика, Кавказ, Средняя Азия, большая часть Индии и т.д. [5, с. 214-215]. Действительно, доводы и аргументы Л.Н. Гумилева порождают большие сомнения по поводу научной обоснованности всей концепции, особенно когда речь идет о конкретных процессах и явлениях в жизни национально-этнических общностей. Его теорию нельзя практически приложить к истории ни одного этноса. Да и он избегает подобного предметного исследования, а со многими конкретными его заявлениями и выводами трудно согласиться. Например, в работе «От Руси к России» он пишет: «Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность — Московская Русь — стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения» 45 [6, с. 164]. Во-первых, Московская Русь — не этническая общность, а национальное государство, где рядом проживают и другие этнические общности. Во-вторых, разве до Куликовской битвы не существовал как реальность русский этнос? Такие события, явления и факты, как «Слово о полку Игореве», «Русская правда», Чудово побоище 1242 г., имена Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Александр Невский и т.д., не являются свидетельством реальности русского этноса и самосознания русских? В другой работе, изданной годом позже, он пишет: «Смесь славян, угров, аланов и тюрок слилась в великорусскую народность» [6, с. 135]. А русский этнос? Ведь не славяне вообще (болгары, чехи, поляки и т.д.), а русские стали основой, системообразующим ядром формирования великорусской народности. Л.Н. Гумилев постоянно подменяет понятие этноса понятием государства или даже империи. Падение, например, Римской империи он связывает с одновременным исчезновением древнеримского этноса. Но, во-первых, римский народ в начале империи уже существенно отличался по всем этническим параметрам от древнеримского народа начала, скажем, республики. Во-вторых, и после падения империи римский этнос существовал вместе и рядом с «варварами», пока взаимные процессы сближения и смешивания в течение последующих нескольких веков не привели к формированию нового итальянского народа. Говоря о завоеваниях Александра Македонского, автор постоянно смешивает создание новых государств под руководством эллинов с появлением эллинистических государств с соответствующим этническим основанием [7, с. 126]. Государство Птолемеев нисколько не изменило традиционную этническую основу Египта. Эллинизм как культурное течение, явление, безусловно, сыграл важную роль в прогрессе народов, но не в этногенезе Ближнего Востока, как в данном контексте полагает Л.Н. Гумилев. Но, с другой стороны, очевидно, что данное суждение автора в корне противоречит тезису о несоциальном, некультурном происхождении этносов. Не ясно также, о каких этносах он говорит, ибо в мире и истории никогда не было этноса с этнонимом «Ближний Восток». Библиографический список 1. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. — СПб., 1909. 2. Бердяев Н. Философия неравенства. — М., 1990. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983. 4. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912. 5. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. — М., 1993. 46 6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. 7. Гумилев Л.Н. Биография научной теории. — М., 1989. 8. Гумплович Л. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков. — М., 1992. 9. Каутский К. Национальная проблема. — М., 1918. 10. Каутский К. Национализм и интернационализм. — Шт., 1918. 11. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков. — М., 1992. 12. Реннер К. Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии). — СПб., 1909. 13. Сорокин П.А. Система социологии. Части I и П. — М., 1993. 14. Сорокин П.А. Социологические теории современности, — М., 1992. 15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. 16. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. 17. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? — Минск, 1997. 18. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — М., 1929. 19. Штентайлъ Г., ЛацарусМ. Мысли о народной психологии // Философские записки. Вып. I. — Воронеж, 1864. 20. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. — М., 1997. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 1. Некоторые теории нации, возникшие 100—130 лет тому назад, актуальны и сегодня. Чем Вы это объясните? 2. Как Вы относитесь к марксистской материалистической теории нации и чем Вы объясняете ее живучесть и сегодня? 3. В чем сила и в чем слабости и противоречивости марксистской теории нации? Кого Вы знаете и цените из ее теоретиков? 4. Как Вы думаете, что внес принципиально нового и особенно. 5. Как Вы относитесь к «пассионарной» теории этногенеза Л.Н. Гумилева? Почему научный мир отвергает социобиоло-гическое понимание этносов, а студенчество и часть творчг-ской интеллигенции увлеченно поддерживает? 6. Кто из русских ученых внес наибольший вклад в психологическую теорию нации?
<< | >>
Источник: Мнацаканян М.О.. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 367 с.. 2004

Еще по теме 2.6. «Пассионарная» теория этногенеза Л.Н. Гумилева:

  1. § 3. Д. Гумилев: старт этногенеза. Пассионарность
  2. Терминологические соответствия в теории JI. Гумилева и в этносоциологии
  3. Пассионарность и ее вариации
  4. Фазы этногенеза
  5. Пассионарностьи этнокинетика
  6. Терминология Гумилева и таксономия этносоциологии: коррекции и соответствия
  7. Определения этнпса у Гумилева и их двусмысленность
  8. ЭТНОГЕНЕЗ  ТУНГУСОВ
  9. 16.1. Своеобразие этногенеза и формирования татарской нации
  10. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
  11. 14.2. История этногенеза и развития русских как национальной общности
  12. Вопрос 44 ЧТО ТАКОЕ «ТЕОРИЯ X» И «ТЕОРИЯ У» Д. МАК-ГРЕГОРА?
  13. СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
  14. 6.6. Теория ожиданий и теория справедливости
  15. ЧАСТЬ II ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Раздел III ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
  16. Глава IX Искусство как катарсис Теория эмоций и фантазии. Принципы экономии сил. Теория эмоционального тона и вчувствования. Закон "двойного выражения эмоций" и закон «реальности эмоции». Центральный и периферический разряд эмоций. Аффективное противоречие и начало антитезы. Катарсис. Уничтожение содержания формой.
  17. 6. Теория обмена
  18. Количественная теория денег
  19. ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ