5.1. Интегральная природа национальной общности и интегралистские основы теории нации

Интегральная теория нации, над которой национальная общность автор работает в последние годы, кажется, как интегральная целостность получает все большую и большую поддержку и признание. По своей сути она — не простая реакция на разобщенность теоретических идей и направлений, противостоящих друг другу, и не простой результат созревших в умах ряда ведущих российских авторов идей об интегрировании научных знаний о нациях.
Такая работа сама по себе была бы и бесполезной и практически невозможной без поиска надежного теоретического основания и принципиально нового подхода. И подход, и в целом методология исследования не приходят из абстрактно-теоретических, логических размышлений и умозаключений, а вытекают из природы исследуемого объекта. Сам объект может раскрыть новые свои свойства, грани, требовать погружения в глубокие недра своих основ, где и заложены его главные свойства, своеобразие и т.д. Интегральная теория возникла как адекватное теоретическое выражение интегральной природы самой национальной общности, ее субстратных основ и свойств. Интегральный подход стремится охватить не только и не просто все свойства, черты, феномены национальной жизни в их единстве, целостности, а раскрыть прежде всего то, что до сих пор оставалось в тени: внутреннюю интегральную национальную связь, то генеральное свойство, которое объединяет, связывает глубокими психологическими нитями людей и поколения в единую коллективную общность. Действительно, национальная общность — это интегральная целостность, единство объективного и субъективного, материального, культурного, идеологического и психологического, экономического и политического. Перефразируя П. А. Сорокина, можно сказать: нация — удивительное интегральное явление социальной жизни. Не будь этой интегральности, все свойства, элементы, феномены нации распались бы как в бутерброде его слои, составные части и она исчезла бы. Значит, в национальной общности есть нечто такое, что исторически формирует коллективное единство, объединяет и интегрирует ее, делает единым по своим социальным функциям и роли. Это проводники символического взаимодействия людей, некие посредники — агенты, передающие психические переживания, традиции поведения, идеи в целом, осуществляющие «общение душ». Эти передатчики и формируют ту внутреннюю национальную связь, которая интегрирует людей в общность, связывая не только живых, но и ушедшие поколения. Об этом мы уже писали выше в связи с анализом взглядов П.А. Сорокина. Армяне Куда сложнее с этих же позиций дать как интегральная общность характеристику, скажем, армян как интегральной общности, учитывая долговременную утерю ими своей государственности, основной части этнической территории, их распыленность по многим странам и государствам мира. Но и в данном случае (как и в случае с евреями) интегральный подход помогает обнаружить особую национальную связь армян, живущих в Москве, Калькутте, Париже, Бейруте, Лос-Анджелесе, Лондоне, Ереване. Одним и тем же именем «Армения» мы называем тот комплекс явлений, который представляла страна во времена Тиграна Великого, Месропа Маштоца, стонущая столетиями под игом Османской Турции, и тот комплекс явлений, который она представляет сегодня как Республика Армения. Эти комплексы тождественны, нечто единое, коллективное единство людей сегодня есть продолжение коллективного единства I, V, X, XVII и XIX веков. Почему разные поколения коллективной общности людей называли и называют себя армянами? Между ними не просто существовали тесные связи в виде исторической памяти, традиций и т.д., они интенсивно взаимодействовали друг с другом, установки, взгляды, обычаи, вкусы, 73 привычки и т.д. в виде поведенческих образцов и психических реакций передавались от старших поколений к младшим. Этос культуры, т.е. основная культурная тема народа, при помощи традиций устанавливал между поколениями определенное сходство: сходство и преемственность языка, григорианской церкви, обычаев, уклада жизни, поведения, психических реакций, переживаний. Слова «Армения» и «армяне» становятся мощными проводниками символического взаимодействия, внутренней тесной связью.
Такую же роль играет язык, на котором говорили и писали древние, средневековые армяне и армяне Нового времени. Уникальный национальный алфавит, созданный в 405 г.; григорианская церковь и религия, признанные государством в 301 г.; названия Ван, Севан, Арарат; имена деятелей науки и культуры — Месропа Маштоца и Мовсеса Харенаци, Тороса Рослина и Анания Шаркаци, Вардана Мамиконяна и Давида Бека, эпос «Давид Сасунский» и т.д. — все это предметные проводники, которые уравнивают и сближают людей и разные поколения. Ту же роль играют города — Двин, Ани, Каре, Ереван, национальные святыни — Эчмиадзин, Матенадаран, общее потрясение — национальный геноцид 1915 и последующих годов, вплоть до 1920 г. Национальная связь Главное, чтобы эти проводники символи- и символы-проводники ческого взаимодействия людей и поколений олицетворяли важнейшие вехи в судьбе народа, символизировали общенациональный триумф или трагедию, историческую психологическую травму или народный подвиг, их знали, любили и почитали, гордились ими целые поколения. Для русских это имена Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, Жукова и Конева; Куликовская битва, Бородино, Сталинград; Пушкин, Достоевский, Толстой; Нева и Волга и т.д. И языковые, и предметные, и именные, и другие проводники должны символизировать судьбоносные национальные события и святыни, быть предметами всеобщего почитания или скорби. Таким символом-проводником может быть название города, крепости, горы, реки. Московский Кремль, к примеру, олицетворяет национальный дух русских, уравнивает и связывает все поколения как нечто единое. Само слово Арарат потрясает душу армянина, напоминает, с одной стороны, о величии древнего царства Араратского, с другой — о геноциде армян, об утерянных этнических землях, о распылении народа по всему миру. Арарат — сердце Армении в кандалах, в плену. Таким образом, национальная связь, осуществляемая при помощи символов-проводников, агентов взаимодействия и есть инте-гральность природы национальной общности, она формируется как культурно-психологический феномен, вбирающий в себя все элементы и свойства национальной жизни, факторы и условия ее функциони- 74 рования и развития: язык и культуру, территорию и хозяйство, историю и современность, психологию и сознание. Вся многогранная, многоплановая, сложная система концентрируется в интегральной национальной связи в виде культурно-психологического комплекса, где и действуют агенты-проводники символического взаимодействия. Это взаимодействие и есть выражение национального самосознания индивидом при помощи данных проводников, это дает основание полагать, что нация — это по существу культурно-психологическая общность людей, возникшая исторически на своей этнической территории — родине. Мы позже более развернуто определим само понятие, но важно здесь подчеркнуть, что этническая территория изначально многое будет определять в культуре, психологии, самосознании. Она будет очагом не просто культуры, станет не просто хозяйственной территорией, полем адаптации и т.д., здесь будет формироваться душа народа, его психологическое восприятие мира и себя, своего окружения. Национальная связь самая реальная, сущностная в жизни народа, хотя она и внутренняя, ее нельзя видеть, трогать на ощупь. Она обычно латентна, пока размеренный, повседневный ход жизни обеспечивает функциональность, нормальную деятельность системы отношений и каждого взаимодействующего в ней элемента. Но деформация системы, даже одного ее элемента (языка, культуры, социальной жизни и т.д.), внешняя угроза территории, форм государственности и т.д. сразу же отражаются на самочувствии целого, задевая интегральную национальную связь и выводя ее из латентного состояния в явное. Национальное беспокойство, возбуждение и есть внешний признак актуализации национальной связи, явно, «осязаемо» проявляющее себя в межнациональных конфликтах, в национальных движениях, в войнах за национальное освобождение или защиту Родины.
<< | >>
Источник: Мнацаканян М.О.. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 367 с.. 2004

Еще по теме 5.1. Интегральная природа национальной общности и интегралистские основы теории нации:

  1. 5.2. Нация как культурно-психологическая общность. «Сакральность» в природе национальной общности
  2. 5.6. Главные принципы, подходы и постулаты интегральной теории нации
  3. 5.5. Национальная общность как интегральная социокультурная система
  4. Глава О НАЦИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ НАЦИИ
  5. 5.3. Историзм в исследовании этнических основ национальной общности, ее субстанции
  6. 2.1. Психологические теории этносов и национальных общностей
  7. I Национально-этнические общности: общие вопросы теории и методологии
  8. Глава 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
  9. 2.5. Интегральная концепция нации ПА Сорокина
  10. 13.1. История и национальная общность
  11. 2.4. Материалистическая (марксистская) парадигма национальной общности
  12. 15.5. Ереван — новый центр самоорганизации национальной общности
  13. 14.2. История этногенеза и развития русских как национальной общности