15.3. Истоки формирования и содержание армянской идеи

Об армянской идее первоначально смутно, но затем более отчетливо начали размышлять армянские писатели и просветители с конца XIX в. Они хорошо знали чаяния средневековых поэтов и философов, их мечтания собрать на родной земле разбросанных по всему свету скитальцев-«пандухтов»-армян.
Много в этом отношении было сделано великим писателем-просветителем Хачатуром Абовяном, который воспевал дружбу с великим русским народом, считая ее стратегической идеей для армянского народа. В начале XX столетия великий поэт Ованес Туманян, ранее описавший почти бессознательное, инстинктивное отношение армян к русским солдатам как спасителям от физического истребления еще в 1828 г. (речь идет о русско-турецкой войне на территории Западной Армении), уже прямо ставит вопрос о смысле армянской идеи. «А вопрос заключается в том, — пишет он, — каков исторический путь нашего народа, в чем смысл его существования, чего ищет его дух, — и вопрос этот настоятельно требует ответа» [13, с. 196]. Прошли еще десятилетия, пока армянская идея с особой полнотой и со всеми своими гранями стала достоянием идейно-политической жизни всемирного армянства. Хотя она и родилась уже в 30—40-е годы в Армении и явственно начала проявлять себя в процессах послевоенной репатриации армян в Советскую Армению, но тем не менее она еще была окутана романтическими мечтаниями и даже авантюрными представлениями, устремлениями. Главные черты 348 и особенности армянской идеи, ее ядро и сегодня составляют: преданность исторической памяти, национальным ценностям, Армянской церкви и григорианской религии, вера в могучую творческую силу народного духа, в способность сохранить себя и возродиться после тяжких испытаний, собрать воедино разбросанных по всему миру скитальцев-армян, сохранить свою цивилизацию и место в мировой культуре и научной мысли. Армянская национальная идея изначально слабо была связана с собственной государственностью, тем более с гипертрофированными представлениями о ее всесилии, всеохватности. Вообще «память о былом» — важнейшая основа и компонент армянского национального сознания, безусловно связанная с древней армянской государственностью. Армянская церковь всегда имела реальную и огромную силу в истории армян и занимала ключевое положение в сознании народа. Можно даже сказать, что с момента утери государственности для армян слияние этнической и религиозной идентичности стало характерной чертой самоидентификации. Церковь стала не только мощной объединяющей силой, но и силой политического руководства, выполняющей нередко государственные функции. Церковь столетиями возглавляла освободительную борьбу армян за самосохранение, вела переговоры, заключала международные соглашения от имени народа. Церковь занималась культурной и образовательной деятельностью, заботясь о духовном развитии народа, сохранении идентичности и самосознания. Именно полная обособленность Армянской церкви как григорянской в какой-то мере препятствовала и культурному воздействию соседних народов на армян, приводя в то же время к укреплению их самобытности, сопротивляемости ассимиляции в окружающей среде. В результате религиозная самоидентификация и этническая самоидентификация растворились в едином армянстве. Поэтому армянская идея, выстраданная столетиями, синтезирующая «былое величие» с горькой реальностью, с борьбой и огромными жертвами во имя самосохранения, не только сближает, но и сплавляет воедино образы государственности и церкви, религии и этничности. В этом синтезе образ религии выступает ярче, отчетливее, чем образ государственности, именно он прежде всего ассоциируется с культурой и искусством, языком и духовностью, сутью армянства. Народ выжил, сохранил себя, свою культуру, ценности благодаря церкви, религии.
Народ, истоки которого восходят к Ною, Ковчегу, Арарату, предки которого прямо были связаны с Богом, не мог не выстоять, сохранить себя и свои ценности. В национальной идее армян четко обозначена вера в богоизбранность народа, его способность к взлетам к самым вершинам культуры и духовности после очередной смуты и падения. Самые высокие пред- 349 ставления о собственной самоценности, героизация и романтизация своей истории, обожествление своей культуры и памятников истории, архитектуры, искусства и т.д. придают особый колорит внешним выражениям, формам оформления главной идеи. Неслучайно армянская идея очень точно выражает основные свойства и черты национального характера армян. В армянской национальной идее важное место занимает и историческая территория; мысли и ностальгические, чаще — горькие, воспоминания об «утерянных исторических землях» веками волновали души армян, становились предметной основой множества легенд и сказаний. Но не земля как таковая манила к себе людей, а представления об исторической Родине, способной сохранить нацию, ее культуру, самобытность. Как деградировало и даже исчезало армянское население на отторгнутых уже в советский период от Армении землях, люди в республике были хорошо осведомлены. Характерно, что, не имея большой территории, необходимых природных ресурсов, возможностей продемонстрировать свое величие в военно-политических и экономических сферах, армяне в своей республике акцентировали внимание на национальном строительстве, используя прежде всего свою территорию как хранилище истории и культуры, традиций и ценностей прошлых веков, тысячелетий. Но и литература, поэзия, музыка, в целом — искусство, сыграли важную роль, особенно в придании формам ее бытия героизма и романтизма. Труды писателей, поэтов, историков и публицистов Г. Арц- руни, Раффи, Р. Патканяна, Лео, М. Хримяна, Мурацана, Д. Демир-чяна, П. Севака и т.д. действительно были проникнуты романтическим духом, делая армянскую идею, во всяком случае — главные ее постулаты, мысли, прекрасной героической мечтой. В последнее десятилетие армянская национальная идея приобретает новые черты и выражения, освобождаясь от тех романтических и нереалистических свойств, которые уже не отвечают новым реалиям, не способствуют реализации ее главных положений. Прежний романтизм и благодушие, мечтательность все более уступают место реализму, как и дилетантизм, непрофессиональность и безответственность в решении общеармянских дел уступают место реализму, профессионализму, ответственному подходу. Уроки истории, начиная с 1915 года, уроки Нагорного Карабаха и брошенный историей новый вызов потребовали серьезного переосмысления и нового прочтения судьбоносных событий и окончательной кристаллизации армянской национальной идеи как идеи мирового армянства, способной дать нравственную и идейно-политическую основу и для нового политического мышления, и для новой его организационной взаимосвязи. Теперь все проблемы мирового армянства во всех уголках земли перестают быть ча- 350 стными и местными, они как особые и конкретные выражения армянской идеи становятся общенациональными, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Подводя итог, скажем, что армянская идея — это, по существу, этос армянской культуры, центральная культурная тема, формирование и эволюцию которой можно проследить уже с ГУ—V вв. Эта связь этоса культуры и основной национальной идеи хорошо видна на примере национальной жизни армян именно потому, что кровавая и трагическая судьба народа, его страдания и мечты сразу же приобретали художественные и философские формы, идейно-политические выражения в литературе, истории, искусстве, народном творчестве, глубоко проникая в психологию и характер народа.
<< | >>
Источник: Мнацаканян М.О.. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 367 с.. 2004

Еще по теме 15.3. Истоки формирования и содержание армянской идеи:

  1. У ИСТОКОВ ИДЕИ
  2. 1. Формирование идеи общества
  3. 2. Формирование идеи социального закона
  4. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕИ ПНП
  5. 1. Идейные истоки и формирование функциональных представлений в социологии
  6. Армянские стражники
  7. 15.2. Армянский вопрос на мировой арене и геноцид армян
  8. 15.4. Психология и характер армянского народа
  9. Армянское землетрясение
  10. РАЗМЕЩЕНИЕ ДОРОГ В ГОРНЫХ РАЙОНАХ АРМЯНСКОЙ CCP
  11. Рим, Парфия и армянский вопрос
  12. 4.3.1. Инновационные цели, идеи, проекты и программы
  13. Когда хорошие идеи плохо работают
  14. Идеи структурализма
  15. Истоки кампании
  16. 4.3.1.2. Идеи, замыслы и предложения
  17. Основные понятия и идеи
  18. 2. Идейные истоки
  19. 3.1. СУМАСШЕДШИЕ ИДЕИ И ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ
  20. II. Идеи Шиллера о проблеме типов