13.6. Национальные интересы и национальные проблемы глобального мира

Коренные вопросы науки и новые идеологемы. «Национальный интерес» Все еще господствующая в России аномия, дисперсия ценностного поля, то есть парализованность традиционных ценностей и неприятие основной массой населения новых квазирьшочных ценностей, определили также формирова- 294 ние целого ряда новых идеологам по коренным вопросам теории нации.
Глубокий кризис идеологии в условиях аномии, разброд и конфронтация приводят к тому, что научное понимание реальных процессов и явлений нередко подменяется искусственно созданными идеологическими конструкциями. Релятивизм и здесь стоит на первом месте, для которого национальный нигилизм становится отправным пунктом неприятия и такой важной теоретической категории, как «национальный интерес». Если история служит основанием и решающим аргументом для обоснования реальности «национального интереса», то тем хуже для историзма, — надо отрицать и саму историю, и исторический подход. Так именно (прямо и незамысловато) определял свое отношение к истории российский релятивист А.Г. Здравомыслов. Б. Г. Капустин в статье «Национальный интерес как консервативная утопия» утверждает, что это понятие, во-первых, научно непродуктивно; во-вторых, концептуально слабо; в-третьих, политически вредно для демократической позиции [6, с. 195]. Почему? Прямо он не отвечает на свои декларации, особенно «в-третьих». Не признание национального интереса вредно для демократической позиции, а, наоборот, его отрицание. Как раз последовательный демократизм требует равноправия и равенства всех наций, живущих в рамках одного государства, возможно полного учета их интересов. Этот принцип в полную силу и плодотворно работает и в мировых отношениях между национальными государствами, представляющими одноименные нации. Что же на самом деле лежит в основе прочного фундамента научно-теоретической категории «национальный интерес»? Исходным здесь является признание того, что понятие «национальный интерес» органически связано с такими понятиями, как «нация», «национальное самосознание», «национализм», «национальные конфликты» и т.д. Нации стратифицированы в современном мире таким образом, что занимают разное положение в экономической и политической системе глобального мира в соответствии с их уровнем экономического и научно-технического развития, культуры, социальной и духовной жизни. И люди, составляющие эти общности, заинтересованы в том, чтобы они сохранялись и развивались, заняли достойное место в мировом сообществе, развивали свои внутренние потенции, приводя в движение как внутренние источники саморазвития, так и преимущества интеграции и сотрудничества. О государственных (общенациональных) интересах Понятно, что национальные интересы — это не абстракции, не вечные истины, а вполне конкретные, зримые, исторически возникшие интересы конкретных людей, консолидированных в реальных национальных общностях. Они, эти интересы, национальные потому, что так или иначе, в той или иной форме заде- 295 вают интересы всех членов общности. Для конкретной, скажем, афроазиатской страны и живущей в ней национальной общности это может быть ликвидация слаборазвитости, огромного внешнего долга, экономической зависимости и т.д. Интересы людей по данным коренным вопросам совпадают и составляют в сумме общенациональный интерес. Всегда решение какой-либо общенациональной проблемы, преодоление серьезной угрозы существованию и развитию нации превращаются в общенациональный интерес. И в той мере, в какой эти интересы аккумулируются в политику государств, они (национальные интересы) выступают как государственные интересы. Не какие-то мистические, «неуловимые» устремления лежат в основе конструирования и научного выражения национальных интересов, а конкретные реалии и проблемы самосохранения и развития наций. Эта научная категория работает в качестве политического инструмента именно потому, что философски содержательна, сублимирует черты и свойства существенных явлений, процессов социальной реальности, интегрируя их в теоретическом понятии. О сближении национальных интересов наций Национальные интересы есть у всех народов мира. Во многих случаях у различных групп наций, в различных регионах они близки в коренном и главном, даже могут совпадать, поэтому появляются интегрированные объединения наций и государств.
Ци-вилизационные разломы и объединения наций сегодня можно объяснить не только схожими и близкими культурно-историческими, религиозными и иными факторами, облегчающими их тесное сближение, но прежде всего тем, что их национальные интересы сближаются перед угрозами, идущими от глобального мира. Перед ними возникают проблемы гигантских масштабов, которые они в одиночку решить не могут, следовательно, не могут эффективно защитить свои национальные интересы. О национальных интересах народов Азии, Африки и Латинской Америки — тех из них (а их подавляющее большинство), которые серьезно отстали в своем развитии, обременены огромными внешними долгами, являются зависимыми звеньями мирового хозяйства и объектами эксплуатации, — мы уже в общих чертах говорили. Что же касается высокоразвитых и привилегированных наций, то их интересы связаны не только с экологической опасностью, с мировыми глобальными конфликтами и атомной угрозой, но в не меньшей степени и с решениями перечисленных проблем в освободившихся и зависимых от них странах. Проблемы здоровья, образования, культуры, нравственности во многом определяют содержание и направленность национальных интересов американцев, англичан, французов и т.д. Как видно, в национальном интересе выражена насущная жизненная потребность нации к выживанию, обеспечению своей безопасно- 287 ста, развитию и процветанию. Национальный интерес охватывает все сферы жизнедеятельности нации — экономику, социальную сферу, военную безопасность, культуру, образование, науку, духовность, нравственность и т.д. Поскольку национальный интерес как бы обобщенно, суммарно выражает интересы конкретных людей, он есть живая конкретность, он подвижен, мобилен и чутко реагирует на условия и факторы, так или иначе способные воздействовать на реализацию общенациональных задач. Вместе с тем (и это необходимо особо отметить) конкретные проявления национальных интересов в виде общенациональных задач в решении фундаментальных проблем подтверждают ту истину, что национальный интерес в своей фундаментальной сущности как свойство национальной общности будет существовать, пока существует данная общность. О субъектности национальных интересов Другое дело, кто и как выражает и формулирует национальный интерес данной национальной общности, какие политические силы и движения, партии и лидеры претендуют на это. Ибо сами национальные интересы субъектны, их выражают субъекты, которые и формулируют их, придают конкретное выражение. Но они, эти субъекты (группы, движения, партии и т.д.), имеют свою идеологию, мировоззренческие и политические установки, наконец, интересы. Поэтому предметом полемики может быть не вопрос — существуют ли реальные национальные интересы, а их конкретная интерпретация. Политические силы, которые доминируют в обществе, часто идеологизируют национальные интересы, рассматривая их сквозь призму собственных устремлений. В многонациональных странах с обостренными межнациональными отношениями, даже конфликтами, представители-теоретики доминирующего народа часто склонны вообще отрицать многонациональность страны, изобретая различные релятивистские концепции нации, в которых, понятно, нет места и национальному интересу. Но нации в подобных странах реально существуют со своими проблемами и задачами выживания и прогресса, сохраняется также и национально-этническое основание формирования национальных интересов. Особенно сложная и трудная проблема здесь заключается в том, насколько полно, глубоко аккумулированы и интегрированы интересы всех без исключения наций и национальных групп, их демократические устремления в соответствующей доктрине или программе федеративной власти, в ее политике. Настоящим научным фундаментом национальных интересов может стать демократическая позиция. Эгоистические, корпоративные устремления рождают только схоластические, действительно мистические идеологемы, нигилистические концепции. Их создатели не приемлют реальное существо- 297 вание интересов общностей, которые для них являются лишь «воображаемыми», плодом творения «ученых-схоластов».
<< | >>
Источник: Мнацаканян М.О.. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 367 с.. 2004

Еще по теме 13.6. Национальные интересы и национальные проблемы глобального мира:

  1. Глава 17. ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ
  2. 2.2. Национальные интересы
  3. Ценности мира взрослых и глобальные проблемы
  4. 13.1. Экономические интеграторы национальной жизни и глобализации мира
  5. 7.6. Национальная культурная традиция, язык и языковое видение мира
  6. Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике.
  7. Глава 13 НАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
  8. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  9. Глава 9. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОГІАСНрСТИ И Ер СВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
  10. Глава 29 «Доклад товарища Раппопорта». — Большевики и национальные интересы еврейства. — Программа эксплуатации ресурсов Юга России.
  11. 3. Национальные проблемы в Германии
  12. § 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  13. Глава У НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
  14. Взгляд НА НАЦИОНАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  15. «Национальная проблема» в русском большевизме: расшифровка и прпиехпждение термина «наципнальнпсть»
  16. § 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  17. II Национальная психология и национальное сознание
  18. § 2. НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЦАРИЗМА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОСЫ