13.2. Глобализация и интернационализация в современном мире

В мировой обществоведческой литера-06 источниках глобализации туре все еще продолжаются споры о сущности и главных особенностях глобализации, ее хронологических рамках и тенденциях развития. При этом остается в тени самый существенный вопрос — об источниках глобализации.
Как правило, рассматриваются сами феномены, продукты, конкретные проявления в отрыве от тех глубинных процессов, которые их породили, к тому же в отрыве друг от друга, в узких сферах экономики, политики, культуры, социальных отношений и т.д. Появилось много западных концепций о «вестернизации», «американизации», «макдональдизации» и т.д., якобы покрывающих собой глобализацию. Более содержательные идеи мы находим в трудах российских авторов — Н.Г. Володина, А.Н. Данилова, В.Б. Кувалдина, А.И. Уткина, М. Мешкова и др., обративших серьезное внимание и на социокультурные аспекты глобализации. Нельзя до конца понять сущность процессов глобализации в отрыве от процессов интернационализации. Такой подход поможет также избежать легковесных выводов относительно исторических судеб наций и национальных культур, якобы умирающих и покидающих историческую сцену. В некотором смысле интернационализация есть содержание общественного процесса, а глобализация — его форма, продукт, результат. Самые глубинные источники глобализации, ее движущие силы содержатся в процессах интернационализации. Глобализация, если охватим ее общим взгля-О сути гло ализации дом, — это формирование и утверждение целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как такового общественным сознанием. Это не унификация (американизация), а собирание, единение человечества в целостном мире, взаимодействие внутри такой целостности разнородных и разнообразных национальных, цивилизационных, религиозных, государственно-политических и иных составных компонентов. 281 Это одновременно и сложный процесс, и состояние, выражающее качественные ступени, стадии глобальности. Чтобы понять сущность данного феномена, необходима совокупность теоретических подходов, требующих: (Г) структурно-целостного взгляда на систему совокупных взаимосвязей человека, общества, природы; (2) исторического взгляда на становление глобальной системы интегральных государственных и национальных взаимосвязей, формирование и действие источников и факторов глобализации; (I) рассмотрения глобализации мира как формирования целостной системы, для которой характерна разновременность становления ее структурных компонентов: торгово-экономическая, военно-политическая, дипломатическая, международно-правовая, коммуникационная, социокультурная глобализация и есть выражение исторической последовательности охвата данным процессом различных сфер социальной жизни; (4) раскрытия социокультурной сущности той основы, которая придает глобальности современного мира действительную целостность, органичность, интегральность, составляя ее ядро. Глобализация, тем самым, проникает в интерсубъективный мир человека, становится фактором повседневности, ощутимости для каждого индивида; (5) понимания состояния глобальной системы как перманентно-кризисного, придающего ее противоречиям, кризисам и конфликтам характер антиномий, т.е. постоянного собственного воспроизводства. Глобализация (от лат. globus — шар) затрагивает все сферы и взаимодействия современного мира: от экономических, военно-полити-ческих до экологических и культурных; от групповых, классовых до национальных, государственных. Социология придает вопросам глобализации особо важное значение прежде всего потому, что в центре глобального мира стоит его социокультурное ядро и все основные свойства этого мира: характер взаимодействия и взаимозависимости; противоречия и конфликты; направленности и тенденции дальнейшей глобализации; характер взаимосвязи старых и новых ценностей и т.д., заложены в качестве субстанции в тех социальных условиях, которые оформились уже на начальных стадиях формирования данной целостности. Это был не просто мир социально неоднородный, но социально конфликтный, разделенный на господствующие и подчиненные, высокоразвитые и слаборазвитые страны и народы. И сегодня в глобальной системе плоды научнотехнического, технологического и иного прогресса пожинают страны, монопольно владеющие основными производственными ресурсами и финансовыми средствами, научно-техническим потенциалом и т.д. Глобализация, таким образом, не только не снимает проблему национально-государственной дифференциации, разрыва в уровнях социально-экономического и научно-технического развития стран и на- 282 родов, преодоления отсталости и обездоленности 70—80% населения мира и т.д., но и продолжает тенденции упрочения привилегированного положения группы высокоразвитых стран в мировых отношениях. Именно глобализация создает ту единую мирохозяйственную систему, законы функционирования которой воспроизводят отношения неравенства, лишая слаборазвитые страны факторов и условий достижения развитости. Наконец, глобализация, по внутренней природе своей, стимулирует рост национального самосознания народов, поиски ими путей и средств защиты своих прав и интересов, консолидирует их усилия в рамках цивилизационных общих черт, психологического восприятия культурно-языковой близости, схожести положения и общности судеб. Глобализация, однако, не консервирует уже сложившиеся общемировые отношения, а модифицирует их на единой социокультурной основе, ликвидируя архаизм и колониальный тип отношений, придает им современный вид, делая все страны мира социально-экономически и культурно-идеологически родственными. Это (а) родственная современная социальная структура; (б) общие тенденции стратификации и мобильности; (в) схожие базовые логико-смысловые ценности культуры; (г) ценности современных политических систем, демократии и плюрализма; (д) современные системы образования, социальной защиты, медицинского обслуживания; (ё) современные средства массовой коммуникации, средства связи, Интернет и тд. Урбанизация, современные средства транспорта, новые технологии, экономические и иные фундаментальные структурные изменения стимулируют схожие социокультурные процессы. Этого требуют потребности нормального функционирования мирового хозяйства как целого, развития взаимодействия различных по своему положению стран и народов как в системе этого хозяйства, так и в международных политических и социокультурных отношениях. Интернационализация как глубинная основа глобализации Значительно проще описать процес сы глобализации в различных сфера} особенно в экономических и научнс технических, создать феноменологическую картину, чем раскрыть их природу, сущность тех подспудных процессов, которые глобализируют мир как в смысле его единства, целостности, так и глобальности разделяющих этот мир на части противоречий. Интернационализация и есть та глубинная основа, на которой глобализируется и интегрируется мир, сближаются страны и народы. Гегемонизм, неравенство, международные национально-государственные привилегии, военнополитические давления и иные проявления прежнего империализма способны только несколько ограничить, где-то сдерживать могучие потенции интернационализации, но серьезно подорвать ее мощь и созидательные возможности не могут. Интернационализация идет ежедневно, постоянно, раскрывая и свои прогрессивные, социально ценные качест- 283 ва, и те деформированные, искаженные черты, которые выражают общемировые отношения неравенства и противостояния. С точки зрения современного этапа глобализации эти процессы особенно интересны в социокультурных отношениях. Проблема глобализации в сфере культуры не случайно является предметом особенно серьезных научных споров. В этой сфере интернационализации особенно проявляются противоречия глобализации и интеграции, здесь берут начало три противоречивые тенденции: (/) усиление интеграционных начал и стремлений к универсализации; (2) формирование устремлений к многообразию, сохранению и упрочению национально-культурных ценностей и традиций, возможно полному раскрытию и использованию исторически заложенных в них потенций и источников саморазвития, приданию, таким образом, динамичности и полноты собственному развитию; (I) накопление факторов конфликтности.
Фундаментализм в отношении культурных, религиозных идей, ценностей и значений, полное неприятие иных культурных ценностей, идей сопровождают развитие данной тенденции. Как и почему сама интегральная целостность становится источником развития субъектов, общностей социокультурного мира? Ведь внешняя экспансия — экономическая, политическая, социокультурная (вестернизация), осуществленная капитализмом (Нидерланды, Франция, Англия, США и т.д.), сама по себе не может интегрировать мир и ничего в нашем аспекте не объясняет. Более того, сама внешняя экспансия, «выход» свойств и отношений капитализма и его «духа» за рамки первоначальных национальных границ и превращение их в свойство международной жизни — это проявления более глубинных процессов и потребностей социокультурного развития человеческой общности. Интернационализация действительно связана с процессами, происходящими между нациями, но генетически эти процессы формируются, подготавливаются во внутринациональной жизни, в ее недрах. Каждая нация обладает огромным творческим потенциалом, создает материальные и культурные ценности, ее научные открытия, произведения литературы, музыки, архитектуры и т.д., то есть особенно великие ее достижения во всех сферах жизни, становятся достоянием всего человечества. Наиболее ценное, важное, возникшее в жизни нации, имеет тенденцию выйти за рамки национальных границ, включиться в международную жизнь. Эта тенденция со временем становится объективным и необходимым процессом. Выход всего ценного, социально значимого для общества и для человека за рамки, пределы национальных границ — это как бы исходный, начальный пункт интернационализации. Необходимо также, чтобы другие народы приняли эти ценности (культурные, научные открытия, 284 технику, опыт и т.д.), включили в собственную жизнь как часть собственной культуры, науки, техники и т.д., сами адаптировались к ним и их адаптировали к своей жизни. Это как бы второй этап, второй шаг в осуществлении интернационализации. Но главное и самое ценное здесь заключается в завершающем, третьем этапе — в реализации могущественных потенций и сил интернационализации. Национальные ценности, созданные в недрах и усилиями одного народа, не только имеют тенденцию выйти за рамки его жизни и органически включиться в соответствующую сферу жизни народа принимающего, но стать источником развития и прогресса его жизни, дать мощный импульс расцвету его культурной, духовной, научной жизни, экономики и т.д. В процессе интернационализации происходит проверка социальной ценности, значимости созданных в национальной жизни духовных, научных, материальных продуктов. Именно в таком ее понимании и изложении интернационализация перестает быть процессом неуловимым, загадочным. Именно так и на такой основе происходит мировой прогресс, охвативший все сферы общества, все формы человеческих взаимодействий. Именно интернационализация формирует явления международной жизни, резко расширяет диапазон доступных человеку возможностей, масштабов и пределов деятельности. Теперь сама международная жизнь, возникшая в результате интернационализации как ее продукт, становится ареной формирования новых ее предпосылок. Промышленная революция, развернувшаяся в Англии и сделавшая ее первой мировой промышленной державой, постепенно охватывает и другие страны, интернационализируется, подводя под возникший стихийно еще с XV—XVI вв. мировой рынок мощную международную промышленную базу. Колониальная система и мировой рынок привели с середины XIX в. к мощной концентрации капиталов и решающих средств производства в немногих высокоразвитых странах, формированию хозяйства, в котором четко разделились слаборазвитые, зависимые и высокоразвитые, господствующие страны. Начинается такое хозяйственное освоение планеты, выгоды которой могли пожинать страны, монопольно владевшие решающими средствами производства, новыми технологиями, мощными финансовыми ресурсами. Таким образом, интернационализация основных сфер и направлений жизни национальноэтнических общностей, государств и видов жизнедеятельности человека становится уже в начале XX в. и формой проявления накопленных изменений на мировой арене, и механизмом их ускорения. Сейчас мы переживаем такой период развития международной жизни, когда результаты интернационализации, ее продукты в виде всемирного хозяйства и мощных ТНК, ТНБ, системы самостоятельных государств, научно-технической, технологической, ин- 284 формационной революций и т.д. становятся основой развития и прогресса конкретных национально-этнических общностей и государств. Особенно, если речь идет о странах и народах, отставших в своем развитии и получающих разнообразную помощь и содействие от международных организаций и ассоциаций. Новые явления, однако, не меняют и не могут менять сути нашего основополагающего положения: интернационализация и сегодня предполагает выход чего-то сугубо национального и принципиально нового за первоначальные рамки, и это что-то, прежде чем стать международным, интернациональным, должно где-то родиться из внутренних национальных источников саморазвития. Другое дело, что теперь эти национальные источники сами берут свое начало из продуктов прежней интернационализации, из накопленных ценностей, знаний и опыта. И то, что в научно-технических, технологических открытиях участвуют ТНК и другие интегрированные сообщества, суть явления уже не меняется. Почему интернационализация не обеспечивает сближения наций В связи с этим возникает важный вопрос почему интернационализация как объек тивное и необходимо прогрессивное яв ление и важный источник глобализацш не обеспечивает полного и безоговорочного сближения наций и национальных культур? Почему культурный плюрализм, естественный и демократический в условиях интернационализации, перерастает нередко в культурную конфликтность, противостояние? Интернационализация, особенно с середины XIX в. и вплоть до второй половины XX в., пробивала себе дорогу в условиях внешней экспансии, военно-политического и экономического раздела мира и господства в мировых отношениях небольшой группы высокоразвитых стран. В условиях, когда законы развития мирового хозяйства воспроизводили отношения отсталости, зависимости и неравенства, противоречия между группами стран и наций, формирующееся социокультурное ядро глобальности выступало в качестве носителя этой конфликтности. Положение коренным образом не изменилось и в последующие после падения колониальной системы десятилетия. Интернационализация и внешняя экспансия, в том числе и культурная, — явления противоположные, несовместимые, как несовместимы демократический по существу процесс с диктатом и навязыванием иных, пусть даже прогрессивных, культурных ценностей и образцов. Теории «вестернизаций» как раз и выражают идеологию социокультурного экспансионизма. Правы те исследователи, которые высказывают суждения, созвучные духу интернационализации: плодотворное взаимодействие национальных культур и культурных ценностей, их действительное сближение возможны на основе таких общих 286 базовых ценностей, которые имманентно присущи всем культурам: ценность человеческой жизни, права человека, моральные нормы, ценности равенства, семьи, труда, коллективности, науки и знаний и т.д. Они способны аккумулировать ценности демократии, гражданского общества, общечеловеческой солидарности и т.д. и дать новую, в духе социокультурной глобальности, основу идентичности человека, т.е. его поведения в соответствии с принципами гражданского общества.
<< | >>
Источник: Мнацаканян М.О.. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 367 с.. 2004

Еще по теме 13.2. Глобализация и интернационализация в современном мире:

  1. 7.2.4. Ислам в современном мире
  2. Региональная интеграция в современном мире
  3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  4. 3.5. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  6. Глава 15 АРМЯНЕ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 10.
  7. Глава 13 НАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
  8. Интернационализация классовой стратегии монополистической буржуазии
  9. ПРИЧИНЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
  10. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
  11. АЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОТЕСТА, ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ
  12. Цивилизационные аспекты финансовой глобализации
  13. § 37. Глобализация и ее последствия
  14. 9.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
  15. 13.3. О трех генеральных тенденциях глобализации в национальной жизни
  16. Демографические процессы в глобальном мире
  17. Цивилизационный статус глобализации