10.3. Содержание и своеобразие национальной идеологии: ее проявления в России

О национальной идеологии и идеологемах Национальное сознание тесно связано не только с психологией, но и с идеологией, особенно там, где пои- сутствуют идеи, мысли. Но идеология — нечто особое, ее своеобразие ощутимо проявляется не только в том, что она имеет дело с определенным образом познанной, вернее — «сконструированной» ре- 208 альностью, но и в том, прежде всего, что она ориентирована на человеческие практические интересы.
Национальная идеология — совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программ, установок и ориентиров, переплетенных настроением, чувствами, переживаниями, часто иррациональными. Сконструированные национальные реальности выступают в виде определенных идеологем, которые распространяются в массовом сознании для реализации и защиты определенных политических целей и установок, групповых интересов, выдаваемых как общенациональные. Национальная идеология, поэтому и есть форма и концентрированное выражение национализма. Сказать, что это «ложное сознание» и недостаточно, и неверно, ибо в ее основе могут лежать реальные факты и процессы, реальные проблемы и потребности национальной жизни. Идеологемы, составляющие ядро национальной идеологии, призваны дать нужные объяснения фактам и проблемам, программу и направление действий для реализации вполне конкретных целей. И поскольку они искажают суть проблем процессов, дают, по существу, ложную интерпретацию, то они служат не общенациональным интересам, а групповым, корпоративным интересам и целям. Поэтому национальная идеология может быть только националистической, выполняя прежде всего мобилизационные и контролирующие функции. Идеологемами могут быть, например, теоретические построения, разработанные некоторыми учеными. Такими в России являются «местные», доработанные варианты «инструментализма» и «релятивизма», в которых нарисованы картины национальной жизни, совершенно далекие от реальности. Что нация — «иллюзия», «выдумка академиков-схоластов», что Россия — однонациональная страна, татары, башкиры, осетины и т.д. — русские. В России якобы вообще нет национальных проблем, а национальные потребности, культурно-языковые и иные вопросы были выдуманы вожаками национальных движений, элитами для своих корыстных целей и т.д. Мы видели, как беспощадно искажались не только труды российских авторов, но и труды известных западных теоретиков — Б. Андерсона, Э. Геллнера, Э. Смита и других. Зачем все это делалось? Чтобы обосновать необходимость унитаризма и авторитаризма для России, подталкивать политические процессы в этом направлении. О национально-государственной идеологии для России Блестящим примером в этом отношении является полная неудача попыток создать новую государственную идеологию для России на основе русской идеи. Для многонациональной, многоконфессиональной, многокультурной страны с разными циви-лизационными и общественными укладами предлагалась идея, выросшая из таких основ, как самодержавие, православие, народность. 209 Из затеи ничего не вышло потому, прежде всего, что в программах, предложенных разными политическими силами, отсутствовали демократические и социальные идеи, близкие и желанные широким массам россиян в целом, предлагались гипертрофированно державные и узконационалистические идеи. К примеру, несколько десятков миллионов российских мусульман не могли признать православие в качестве наивысшей идеи. Не могли миллионы людей с демократическими устремлениями согласиться с идеями самодержавия, авторитаризма. Творцами национальных идеологем выступали не только ученые и политики, но и писатели, художники, кинематографисты, тележурналисты. Л.М. Дробижева квалифицирует их не только «творцами человеческих душ», но и «этническими предпринимателями» [1, с. 172]. Она отмечает, что силу влияния идиологем и идеологии в целом особенно ощутимо можно было видеть в процессах этнической мобилизации в ходе национальных движений как в СССР, так и в Российской Федерации, в бывших союзных республиках.
С ее точки зрения, в этих движениях проявились определенные закономерности в выдвижении на первый план тех или иных идеологем с конкретными идеями и программами. На первом месте стояли экологические требования, которые связывались с проблемами «выживания нации». Затем центральное место стали занимать идеологемы, связанные с духовностью и культурой, с проблемами национальных языков. Дело не в том, что таких реальных проблем не было, их было достаточно, и многие требования были вполне обоснованы. Они просто преувеличивались. Иногда изобретались в целях этнической мобилизации. В Эстонии, пишет Л.М. Дробижева, тиражи литературы на национальном языке были одними из самых высоких в СССР, но именно представители эстонской интеллигенции первыми и очень остро (особенно в статьях М. Хинта, М. Лаурестин) стали обсуждать проблему функционирования эстонского языка, придания ему статуса государственного. Понятно, что это был вопрос не только «культурного ренессанса». Знание языка было одним из основных требований при занятии высокостатусных, командных должностей, а впоследствии, когда речь пошла о независимости республики, то и гражданства в ней [1, с. 172]. В середине 90-х годов проблема национальных языков стояла среди национальных проблем на первом месте в Татарстане, Туве, Саха (Якутии), Северной Осетии. А проблема национального языка — это одновременно и проблема образования, духовного развития народа. Татарская исследовательница Л.В. Сагитова, анализируя татарскую прессу, пришла к выводу, что проблемам образования на языке придается особое значение в деле консолидации народа, обеспечения солидарности, взаимопонимания с диаспорой [3, с. 267]. Проблемы языка, образования, культуры, духовности народа в целом — это 210 реальные проблемы национального самосознания, они постоянно будут в центре внимания и требовать практических решений. Но они могут быть использованы для конструирования идеологии в сугубо националистических целях. В журнале «Татар Иле» можно было, например, читать: «... народ должен доверять руководство собой своим людям, выходцам из своей нации, превосходно знающим ее язык и культуру» [6, № 33]. Некоторые ученые-историки Татарстана поставили перед собой цель полностью пересмотреть историю и связать происхождение современных татар с империей монголов — с Улусом Джучи (Золотой Ордой). Это еще и попытка показать, что история России — это история провинциальной части «Великого татарского государства». Библиографический список 1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1998. 2. Воронове АО., Павленко В.Н. Этническая психология. — СПб., 1994. 3. Дробижева Л.М., Алкаев А.Р., Коротаева В.В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. — М., 1997. 4. МнацаканянМ.О. Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория. — М., 2001. 5. Сикевт З.В. Национальное самосознание русских. — М., 1996. 6. Татар Иле. 1995, № 33. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 1. В каких условиях и как национальное сознание выступает в качестве национального самосознания? 2. Как связаны между собой национальное сознание и национальная идеология и где они расходятся? 3. Какую роль играет национальная самоидентификация в жизни индивида и в жизни общности? 4. Почему человек дорожит своей национальной идентичностью? 5. Как и почему формируется национальная идеология? Какие задачи она призвана выполнять? 6. Какие функции призвана выполнять национальная идеология в Центре, а какие — в национальных образованиях?
<< | >>
Источник: Мнацаканян М.О.. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 367 с.. 2004

Еще по теме 10.3. Содержание и своеобразие национальной идеологии: ее проявления в России:

  1. Дискуссия. Какая идеология нужна России?
  2. Глава 6 Идеология национального движения: югославизм и старчевичанство. 60—70-е годы XIX в.
  3. Глава 10 НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ
  4. Раздел I УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СИСТЕМА И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
  5. 4.1. Глобализация, национальная идеология и структура знания в США
  6. в. в. носков ОБРАЗ РОССИИ В ИДЕОЛОГИИ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ
  7. Иванов А.И., Казанцев В.О., Карпенко М.Б., Мейер М.М. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ - ИДЕОЛОГИЯ ПРОРЫВА В БУДУЩЕЕ, 2007
  8. 2.1. Сущность и содержание национальной безопасности
  9. эТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ РОССИИ
  10. § 5. Этнические и национальные конфликты в современной России
  11. 3. Национальные характеры европейских народов в оценках военной элиты России
  12. Взгляд НА НАЦИОНАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  13. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ РОССИИ
  14. ГЛАВА I ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  15. ЛЕКЦИЯ 5. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (XVI - XIX ВВ.) И.С. БАШЕНЬКИНА
  16. Глава 29 «Доклад товарища Раппопорта». — Большевики и национальные интересы еврейства. — Программа эксплуатации ресурсов Юга России.
  17. ЛЕКЦИЯ 17. РЕФОРМЫ В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР, СОДЕРЖАНИЕ (1985 - 90-Е ГОДЫ) Т.А. ЛЕБЕДИНСКАЯ
  18. 5.4. Нация — социальная реальность особого рода. Шесть характеристик ее своеобразия