Учимся радоваться проблемам

Столкнувшись с проблемой, мы превращаем её в радость с помощью двух ментальных действий. Сначала, необходимо избавиться от мысли, воспринимающей происходящее как «проблему» и формирущей неприязненное к ней отношение.
Затем следует развить в себе мысль, видящую проблему как нечто позитивное и фор - мирующую настрой, при котором проблема начинает нам нравиться. Научившись видеть в проблемах источ - ник счастья, мы естественным образом станем радоваться их появлению. Как изжить в себе мысль, интерпретирующую складывающуюся ситуацию как «проблему» и испытывающую по отношению к ней неприязнь? Необходимо осознать, что, если мы станем прислушиваться к этой мысли, в уме нашем начнёт формироваться тенденция видеть в происходящем проблемы, и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не начнём воспринимать как проблему практически всё, что с нами случается. Если мы привыкли видеть проблему во всяком нежелательном стечении обстоятельств и испытывать по от - ношению к происходящему неприязнь, любая мелочь может превратиться для нас в настоящую трагедию. Как результат — наши тревоги, страхи и душевные муки будут множиться, и для нас станет в принципе затруднительно почувствовать себя счастливым или расслабленным при любом развитии событий. Даже такие мелочи, как мышь или пара крохотных насекомых — комаров или клопов, обнаруженных нами в комнате, — способны будут вывести нас из состояния равновесия и явятся огромной проблемой для нашего ума. Не в силах вынести этого мы вынуждены будем переселиться в другое место. Если наша еда остыла или приготовлена не совсем так, как нам бы того хотелось, этот сущий пустяк покажется нам серьёзной проблемой, и мы выйдем из себя, злясь и негодуя. Подобные мелочи будут просто сводить нас с ума. Привыкнув к такому образу мышления, мы станем расстраиваться по любому поводу: увидев, понюхав, попробовав на вкус или потрогав что-либо. Практически всё, что встречается нам в жизни, будет восприниматься как проблема, рождая в нас негативные мысли, ведущие к неблагим действиям. Всё вокруг станет казаться нам враждебным. В такой ситуации трудно будет найти хоть какую-то радость в жизни. Необходимо понять, что все проблемы в нашей жиз - ни проистекают из нашего собственного ума. Есть два способа восприятия любой ситуации, включая болезнь: либо происходящее является проблемой, либо не является. Интерпретируя ситуацию в одном ключе, мы видим проблему, в другом — нет. Когда определённая ситуация нам не нравится, мы интерпретируем её как проблемную, присваиваем ей термин-ярлык «проблема», после чего воспринимаем её как реальную проблему. Проблема предстаёт перед нами, как только мы навешиваем соответствующий ярлык. Не воспользуйся мы подобным обозначением применительно к данной ситуации — мы не увидели бы в ней проблемы. В ответ на внешние раздражители мы испытываем приятные, неприятные и нейтральные ощущения, но необходимо понять, что даже внешние факторы, определяющие наши ощущения, возникают из нашего собственного ума. Встретившись с неким желанным объектом или ситуацией, мы истолковываем их как «приятные» , после чего они воспринимаются нами как таковые. Мы формируем позитивное отношение к происходящему — оно нам нравится, и мы испытываем радость. Когда приходит время расстаться с желанным объектом, наши эмоции меняются с положительных на отрицательные. Мы интерпретируем разлуку с желанным объектом как «зло» и формируем неприязненное отношение к происходящему. Мы также испытываем отрицательные эмоции, когда сталкиваемся с неприятным, отталкивающим объектом. Что делает то или иное переживание неприятным? Мы оцениваем происходящее как нечто скверное, делаем обозначение «плохо», после чего формируем неприязненное к нему отношение. Возьмите для примера человека, которого мы считаем своим врагом. Мы не станем злиться на него, пока не подумаем: «Он плохой, потому что недолюбливает меня и старается мне навредить». Совершенно очевид- но, что тревожит нас в этой ситуации не сам человек, а наше представление о нём. Мы сами создаём концепцию, и эта концепция раздражает нас. Встретив такого человека, мы видим в нём врага и предпочитаем не думать о его положительных качествах и о той пользе, которую мы способны извлечь из общения с ним. Мы можем узнать столько нового о природе своего ума через общение с теми, кто недолюбливает нас и встаёт на пути у наших привязанности и эгоизма. Эти люди способны помочь нам в развитии смирения, любви, сострадания, мудрости и иных драгоценных качеств ума. Таким образом, они помогают нашему продвижению по пути к просветлению. Подобно применению яда в лечебных целях, мы сможем использовать наших врагов в качестве объекта медитации и извлечь из общения с ними огромную пользу. Результаты негативного отношения к нашим врагам будут исключительно негативными, а относясь к тем же людям в позитивном ключе, мы получим от этого одну лишь пользу. Выбор за нами: всё будет зависеть от того, как мы решим воспринимать своих врагов и как станем их использовать. До тех пор, пока мы не осознаем, что наши проблемы — это всего лишь наша интерпретация тех или иных жизненных ситуаций, мы будем винить во всём окружающих, погоду или другие внешние условия, видя в них причину наших несчастий. Галлюцинаторные идеи, связанные с причинами наших невзгод, будут бушевать в нашем уме подобно пламени, делая жизнь ещё сложнее, а наши негативные мысли и поступки будут тодько раздувать этот огонь. Взгляните на параноидных шизофреников, видящих и слышащих странные вещи, недоступные восприятию других людей. Так, они могут услышать, как люди в соседней комнате сплетничают о них, хотя там нет ни души. Создавая собственную реальность, они занима- ются самоистязанием, веря в продукт своего воспалённого воображения. Тревога и страх, которые они себе этим внушают, способны привести ко многим бедам, включая убийство или суицид. Вместо того, чтобы слепо верить всему, что является их восприятию, им следует тотчас выяснить, происходит это в действительности или нет. Проверив и убедившись, что соседняя комната пуста, они поймут, что восприятие их было ошибочным, и им будет легче ставить под сомнение своё восприятие и в других ситуациях. В будущем они уже не будут столь уверены в реальности того, что является их восприятию. Первый опыт критического отношения к собственному восприятию поможет им осознать, что порой то, что воспринимается ими как окружающая реальность, на самом деле лишь галлюцинация.
Однако полная адекватность в восприятии окружающей реальности станет доступна им лишь при условии, что они перестанут слепо верить своим сенсорным ощущениям. Безусловная вера в свой способ восприятия действительности лишает их всякой возможности осознать, что же на самом деле происходит вокруг. Ум наш подобен ребёнку, а сами мы выступаем в роли родителей, пытающихся защитить его от опасностей. Основной проблемой людей, больных шизофренией, является то, что они не принимают на себя ответственности за работу собственного сознания. Не следя за своим умом и не анализируя возникающие в нём мысли, они слепо верят всему, что говорит их ум, и тотчас воплощают это в жизнь. Мы не должны бездумно следовать импульсам нашего ума. Относитесь к своему уму как к малому ребёнку и постоянно прове- * ряйте, чем он занят. Прислушайтесь к его желанию тво - рить добро и игнорируйте его стремление совершить глупость или причинить вред. Покорно внимая всему, что говорит наш ум, мы подвергаем себя серьёзной опасности. Прежде чем мы начнём воплощать в жизнь собственные идеи, следует их тщательно проанализировать. Результатом такой проверки должно явиться неприятие мыслей, способных привести к проблемам, и реализация намерений, обещающих принести пользу нам самим и тем, кто вокруг. Шизофрения также широко распространена и в странах Востока. В традиционной тибетской медицине это психическое расстройство классифицируется как лунг, или болезнь ветра, хотя существует и масса других заболеваний, относящихся к этой категории. Стресс — разновидность заболевания ветра, и серьёзный стресс способен повлечь за собой развитие шизофрении. Некоторые заболевания, распространённые на Западе, редко встречаются на Востоке, однако заболевания ветра к таковым не относятся. В восточной философии шизофрения объясняется довольно просто, через указание на её внутренние причины и внешние условия. Основной причиной шизофрении являются негативные действия больного, вызванные сильными омрачениями сознания, такими как неведение, гнев или привязанность, и приносящие вред другим живущим, будь то обычные или благородные существа. Человек начинает опасаться последствий совершённых злодеяний и тревожится, чувствуя нависшую над ним угрозу порицания или даже физической расправы. Совершение негативных поступков делает нас потенциальными жертвами злодеяний других живых существ, среди которых не только представитили рода человеческого. Мы превращаемся в ходячую мишень. Параноидная шизофрения развивается, когда внутренние причины — негативная карма и омрачения — вступают во взаимодействие с внешним условием — вредоносным духом. Духи способны причинить нам вред только при условии, что в прошлом, находясь во власти омрачений, мы творили неблагие деяния. Если мы не совершали подобных ошибок, не существует никакой опасности стать жертвой чьего-либо вредоносного действия. Подтверждением этому может служить история о достижении Буддой Шакьямуни пробуждения в Бодхгайе, в Индии. Утром того дня, когда Будде суждено было достичь полного просветления, десять миллионов духов атаковали его, низвергая молнии и всевозможное разящее оружие, пытаясь воспрепятствовать его просветлению. Но всё их оружие, приближаясь к Будде, превращалось в цветы, которые осыпали его благородное тело. Когда ваш ум чист, в вас отсутствуют причины для испытания вредоносного воздействия со стороны кого бы то ни было. Однажды я смотрел телевизионную программу о шизофрении, в которой помимо прочего рассказывалось об общежитии, где люди, больные шизофренией, могли жить под одной крышей. Одна женщина, рыдая и моля о помощи, рассказывала, что врачи не в состоянии объяснить причины её заболевания и предложить эффективное лечение. Меня посетила мысль о том, что, хотя западная цивилизация явно преуспела в некоторых областях медицины, таких как хирургия, восточная мудрость может предложить больше, когда дело касается таких болезней как шизофрения. Буддизм располагает целым арсеналом методов лечения этого заболевания. Наиболее эффективными из них являются трансформация сознания и очистительные практики, устраняющие саму причину проблемы: негативные мысли и поступки. Оптимальным вариантом явится самостоятельное выполнение больными всех этих практик. Более квалифицированные практикующие могут быть привлечены для выполнения определённых ритуалов- . пудж и медитаций, призванных обуздать вредоносных духов, создающих проблемы больному. Некоторые из этих ритуалов включают в себя отдание духам приказа прекратить чинить козни и оставить больного в покое. Многие ламы, проживающие на Западе, обладают необходимой квалификацией для выполнения прак- тик, способных помочь больным шизофренией. Даже без проведения каких-либо специфических пудж эти ламы помогают другим людям простым выполнением своих ежедневных медитаций и молитв. Для избавления больного от вредоносного духа, как правило, оказывается мало одного лишь знания соответствующей медитации или мантры, и многие качества и навыки, которыми должен обладать потенциальный целитель, весьма редки. Так, человек безупречной нравственности обладает мощным потенциалом целительства и способен повелевать духами. Когда такой человек просит помощи у просветлённых существ или защитников, безупречный моральный облик просящего обязывает их оказать ему поддержку. Призвав себе в союзники высшие силы, этот человек подчиняет своей воле вредоносных духов. Успех в лечении шизофрении зависит от многих факторов, среди которых и серьёзность вызвавших её причин. Если обусловлено тяжкой негативой кармой, необходимо сверхэффективное противоядие. Не всякий больной сможет исцелиться посредством тех методов, которые я упоминал выше, однако на Востоке ни для кого не секрет, что во многих случаях они совершенно точно помогают. Важно понять, что всё, что мы видим и слышим, возникает из нашего ума. Если мы усвоили это, то ничто увиденное или услышанное, сколь бы странным оно ни являлось, не способно будет потревожить наш ум или причинить нам вред. Понимая, что все эти видения вызваны болезнью ветра, мы не станем принимать их всерьёз. Не принимая их на веру и относясь к ним как к галлюцинациям, мы не дадим им шанса вывести нас из душевного равновесия. Не усмотрев в них проделок собственного сознания и предпочитая верить, что их источник исключительно вовне, мы будем напуганы и можем довести себя до полного безумия.
<< | >>
Источник: Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, Духовное целителъство в тибетском, буддизме. 2010

Еще по теме Учимся радоваться проблемам:

  1. Как мы учимся читать и писать
  2. Проблема? Какая проблема?
  3. 1.4.1.1. Проблема
  4. Обсуждение проблемы
  5. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  6. Информация и анализ проблемы
  7. 5. Глобальные проблемы современности
  8. 4. Проблема отчуждения
  9. Глобальные проблемы и культурология
  10. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  11. Постановка проблемы
  12. Проблемы
  13. ПРОБЛЕМА ХАТШЕПСУТ
  14. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯИ ЕЕ ПРОБЛЕМЫ