Собственно медитация на непостоянство и смерть

В собственно медитации на непостоянство и смерть есть три основных момента: • смерть неизбежна; • неопределенность момента смерти; • в момент смерти поможет только практика Дхармы. Вы должны медитировать на эти три положения.
Это три реальных ситуации в жизни. Когда вы разовьете очень сильную убежденность в этих положениях, то вы естественным образом изменитесь, как произошло с той старой женщиной. Один день она очень злилась, когда кто-то рвал цветы в ее саду, а на следующий день уже не испытывала никакого гнева из-за этого, потому что она поняла свою ситуацию. Через открытие своего ума вы изменитесь. Она раскрыла свой ум и изменилась. Когда мы смотрим на эту женщину, мы думаем, что она глупа, но мы находимся в той же самой ситуации, что и она, мы поступаем точно также. Итак, когда вы понимаете свою ситуацию, вы можете измениться. Духовная практика означает открытие вашего сознания, и тогда ваше поведение само изменится. Если вы будете говорить себе: «Не гневайся, не гневайся», то таким образом вы не сможете остановить свой гнев. Это подавление гнева. Я слышал, что некоторые христианские монахи бьют себя, говоря себе: «Не гневайся, не гневайся». Поступать таким образом - неправильно. Наилучший способ - не подавлять гнев, а высвобождать его. Посредством открытия вашего ума гнев сам по себе исчезнет. Вы увидите, что нет никакой причины для этого гнева. Зачем тогда гневаться? Если вы не видите никакого повода для гнева, то, даже если вы захотите разгневаться, вы не сможете. Если у человека нет никакого повода для гнева, то, даже если вы скажете ему: «Я дам тебе сто долларов, только разгневайся», он не сможет этого сделать. Он скажет вам: «Я могу сделать все, что угодно, но я не могу разгневаться». Поэтому вы должны понять механизм того, каким образом это учение полезно для вас. Итак, первое положение. Смерть неизбежна Это доказывается тремя способами: • Владыка Смерти обязательно придет; • жизнь с каждой минутой укорачивается; • даже если в течение жизни я не имею времени для практики Дхармы, я, несомненно, умру. Владыка Смерти обязательно придет Это подобно падению с самолета. Когда вы выпадаете из летящего самолета, то с каждым моментом вы все ближе подлетаете к земле. Как только вы родились, вы с каждым моментом приближаетесь к своей смерти, поэтому смерть неизбежна. Это наша реальная ситуация. В настоящий момент мы находимся в воздухе и медленно падаем вниз, но мы не замечаем этого. У нас в голове много разных планов. Настоящая ситуация такова, что мы падаем, и тем не менее мы строим какие-то планы, например, как стать мэром города. Для этого вы составляете некий план, который называется политикой. Потом вы пытаетесь насобирать побольше бумаги - денег, думаете, как заработать побольше этой бумаги. Это называется экономикой. То есть наука о том, как насобирать побольше бумаги, называется экономикой. Вы думаете: «У меня уже есть одна ученая степень, надо получить еще одну. Тогда моя жизнь будет в безопасности». Но в реальности каждый момент мы продолжаем падать. Для людей, которые понимают эту ситуацию, самое главное в этот момент - парашют. «Каждый объект обладает ценностью в своей ситуации. В моей ситуации я падаю с самолета и с каждым моментом приближаюсь к земле. Что для меня важнее в этой ситуации - парашют или пост мэра Уфы?» Даже если в этот момент кто-то предложит вам золотой трон мэра города, вы скажете: «Я не хочу никакого трона, я хочу парашют, потому что я каждый момент падаю все ниже. Зачем мне нужен золотой трон?» В этой ситуации для вас самое важное - это парашют. Если у вас есть парашют, тогда падение для вас не будет бедствием. Смерть - это не бедствие, а вот смерть без подготовки, без практики Дхармы - это бедствие. Дхарма для вас - это парашют. Когда вы понимаете эту ситуацию, вы понимаете, что Дхарма очень важна. В настоящий момент мы в такой ситуации: с каждым мгновением мы приближаемся к смерти, потому что конец рождения - это смерть. Никто в прошлом не избежал смерти. В настоящем и в будущем будет невозможно избежать смерти. Поэтому однажды каждый из нас должен умереть. Жизнь с каждой минутой укорачивается Смерть неизбежна, потому что жизнь с каждой минутой укорачивается. Например, свечка. Если вы ее зажигаете, то на сто процентов когда-нибудь эта свечка догорит, потому что каждый момент пламя сжигает вещество этой свечи. С каждым мгновением эта свеча становится все короче и короче. Совершенно точно, что когда-нибудь эта свечка полностью догорит. Таким же образом, я совершенно точно умру, потому что моя жизнь с каждым моментом укорачивается. Даже если в течение жизни я не имею времени для практики Дхармы, я, несомненно, умру Смерть не будет ждать, пока вы закончите свою практику Дхармы. Закончили вы свою практику или не закончили, смерть все равно придет внезапно в любой день. Итак, рассматривая эти три положения, вы понимаете, что когда-нибудь смерть определенно наступит. Это как падение из самолета: с каждым моментом мы приближаемся к земле и когда-нибудь обязательно упадем. С момента своего рождения с каждым мгновением я приближаюсь к смерти, значит, когда-нибудь я умру. Мое тело отнесут на кладбище, люди будут плакать, скажут несколько хороших слов. Когда вы думаете о неизбежности смерти, раздумывайте над примером о горящей свече, которая тает каждое мгновение. Когда вы видите огонек свечи, это должно напоминать вам о неизбежности смерти. Также, когда вы видите самолет, это должно вам напоминать о непостоянстве и смерти. Неопределенность момента смерти Это положение состоит из трех доказательств: • продолжительность жизни в этом мире неизвестна; • существует очень много условий для смерти и мало - для жизни; • мое тело очень уязвимо. Продолжительность жизни в этом мире неизвестна Здесь говорится о том, что время смерти неопределенно, потому что срок жизни в нашем мире не определен. В некоторых мировых системах имеются фиксированные сроки жизни: например, все живут пятьсот лет. Там нет никакой неопределенности смерти - до пятисот лет вы можете жить, а потом вы умираете. Но в нашей мировой системе время жизни неопределенно. Некоторые маленькие дети умирают через три дня жизни, некоторые умирают в двадцать лет, некоторые - в сорок, некоторые - в шестьдесят, некоторые - в восемьдесят. То есть время смерти неопределенно, потому что время жизни неопределенно. Таким образом, вы можете сказать: «Я могу умереть в любое время, потому что время жизни в этой мировой системе неопределенно». Существует очень много условий для смерти и мало - для жизни Время смерти неопределенно, потому что есть очень много условий для смерти и очень мало - для жизни. Если вы проанализируете это, то увидите, что можете умереть в любой момент. Сейчас в мире много условий для смерти: много природных бедствий и катаклизмов, так много опасного оружия. Даже машина, которую вы рассматриваете как причину своего счастья, также может вас убить, то есть вы можете попасть в аварию и умереть.
Таким образом, вы видите, что существует очень много условий для смерти. Даже те условия, которые мы рассматриваем как необходимые для выживания, например, пища, иногда становятся условием для смерти. Если вы съедите какую-нибудь плохую, ядовитую пищу, вы умрете. Иногда даже лекарства, которые предназначены для поддержания тела, могут вызвать смерть. Таким образом, условия, которые предназначены для выживания нашего тела, могут вызвать смерть. Телохранители предназначены для того, чтобы защищать ваше тело, но иногда телохранители убивают вас. Все условия, которые, казалось бы, должны вас поддержать, вызывают смерть. Например, Индира Ганди была убита своим телохранителем. Если вы исследуете это, то обнаружите огромное количество условий для смерти и очень мало условий для выживания. Вам должно быть удивительно: «Как же я до сих пор выжил и не умер? Вокруг столько много условий для смерти, но я не умер. Мне очень повезло». Но мы не думаем так. На самом деле наша жизнь подобна пламени свечи на улице, где со всех сторон дует ветер. Если в таком ветреном месте пламя не гаснет, это удивительно. То же самое и с нами: то, что мы выжили в таком мире, где столько много условий для смерти, это нечто поразительное. Это чудо. То, что мы до сих пор не умерли - это чудо, но завтра или послезавтра мы можем умереть. Вы не чувствуете себя несчастными из-за моего учения? Я слышал, что в Америке не любят слушать учение о непостоянстве и смерти. Они говорят: «Учитель, пожалуйста, не давайте нам учение о непостоянстве и смерти, дайте нам какие-нибудь учения о чудесах - как летать, как читать мысли других людей». Все это - детский ум. Сначала вы должны понять свою реальную ситуацию. Когда вы будете знать свою реальную ситуацию, и я предложу вам на выбор: «Какое учение вы хотите послушать - учение о том, как подготовиться к смерти, или учение о том, как научиться летать?», тогда вы скажете: «Я не хочу летать, дайте мне лучше учение о том, как подготовиться к смерти и как подчинить свой ум». Это очень важно. Полеты и тому подобные вещи - это детские интересы. Ну, будете вы летать, и что? Несколько первых дней вы будете счастливы, а потом это перестанет быть для вас интересным. Вы будете говорить: «Там, наверху, слишком холодно. Я не хочу летать». Мое тело очень уязвимо Вы должны сказать себе: «Время смерти неопределенно, потому что мое тело очень уязвимо». Из-за маленького несчастного случая вы можете умереть, потому что наше тело очень хрупкое, оно не крепкое, как металл. Оно состоит из четырех элементов: воды, огня, земли и ветра. Все эти четыре элемента противоречат друг другу. Из-за этого вы можете умереть в любой момент. Представьте, что в одном доме живут четыре человека. Если все они противоречат друг другу, в любой момент они могут разойтись, потому что среди них нет гармонии. Если бы между ними была гармония, вы могли бы сказать, что в течение такого-то периода они не разойдутся. Но когда среди них нет гармонии, вы можете сказать, что они могут разойтись в любой момент. Точно таким же образом, наше тело состоит из четырех элементов, между которыми нет гармонии. Из-за дисбаланса этих четырех элементов возникают болезни. Эти болезни, если они станут сильными, могут вызвать смерть. Поэтому из-за того, что наше тело состоит из четырех элементов, мы можем умереть в любой момент. В связи с этим вы должны сказать себе: «Не привязывайся к этой жизни, а готовься к смерти. Начинай сейчас же, потому что в любой момент ты можешь умереть. Не откладывай это». Только практика Дхармы поможет мне в момент смерти Это положение состоит из трех доказательств: • мое положение и имущество не помогут мне в момент смерти; • мои родственники и друзья не помогут мне в момент смерти; • мое тело не поможет мне в момент смерти. Мое положение и имущество не помогут мне в момент смерти Во время смерти моя слава, репутация и деньги не помогут мне. Ничего из этого я не смогу взять с собой. Когда умирают царь и нищий, в момент смерти они равны. Почему же я столько усилий вкладываю в эти ненужные вещи? В момент смерти они мне не помогут. Это все полезно, но лишь временно. Почему же я посвящаю этому столько усилий, раз в такой критической ситуации они мне не помогают? В момент смерти мне полезна только Дхарма. Мои родственники и друзья не помогут мне в момент смерти В момент смерти мои лучшие друзья, дети, родственники, отец и мать не смогут мне помочь. Тогда почему же я так сильно к ним привязан? Всю свою жизнь я вкладывал усилия в привязанность к этим людям. Это неправильно. Я не должен к ним привязываться, я должен их просто любить, желать им счастья, а не думать о том, что они помогут мне. Во время смерти они мне не помогут. Мне поможет только духовная практика. Мое тело не поможет мне в момент смерти В момент смерти ваше тело не поможет вам. То, о чем вы постоянно заботились всю свою жизнь, вам не поможет. Вы заботились о том, чтобы ваша прическа была в порядке, чтобы усы были в порядке. Сколько бы усилий вы ни вкладывали во все это в течение жизни, в момент смерти вам ничто из этого не поможет. Это подобно цветку в саду - он красив, но и только. Поэтому, если вы обладаете красивым телом, не слишком-то к нему привязывайтесь. Вы должны поддерживать свое тело в чистоте, но не ради роскоши, а для того чтобы защитить его от болезней. Вы должны его поддерживать для того, чтобы дольше в нем прожить, а не для роскоши. Вместо того чтобы вкладывать усилия в свое тело, лучше вложите эти усилия в подготовку к будущей жизни. Вы понимаете, что в момент смерти только Дхарма может вам помочь. Поэтому вы решаете: «Большую часть своих усилий я буду вкладывать в практику Дхармы. Я не буду захватываться только этой жизнью». Таким образом, вы развиваете в себе три решимости: 1. Так как смерть неизбежна, то я должен к ней подготовиться. 2. Так как время смерти неопределенно, то я должен готовиться прямо сейчас. 3. В момент смерти мне поможет только практика Дхармы. Поэтому, если возможно, я буду заниматься только практикой Дхармы, а если это невозможно, то я буду посвящать практике Дхармы больше времени, чем своей мирской деятельности. Но в начале, вы не должны всю свою жизнь посвящать практике Дхармы, для вас это слишком рано. Сначала вы должны посвятить 50% Дхарме, а 50% - мирской деятельности. Это учение о непостоянстве и смерти, благодаря которому вы вырабатываете в себе три решимости, и через эти три решимости ваш образ мыслей совершенно меняется. Тогда вы поймете ценность Дхармы. Вы не будете слишком привязаны к мирским делам. Если кто-нибудь вас попросит: «Пожалуйста, стань мэром Уфы», то вы ответите: «Спасибо, я не хочу. В настоящий момент у меня нет парашюта. Сначала я должен найти его, а вот когда найду, тогда подумаю. Но сейчас падать без парашюта для меня слишком опасно».
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме Собственно медитация на непостоянство и смерть:

  1. НЕПОСТОЯНСТВО И СМЕРТЬ
  2. Преимущества размышления о непостоянстве и смерти
  3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ
  4. § 8. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного смертью, в том числе смертью кормильца (п. 2390-2395)
  5. Непостоянство и произвол
  6. §159. Техники медитации и их просветление «мудростью»
  7. §157. Непостоянство вещей и доктрина анатты
  8. ПАТРИАРХ ЕВТИХИИ. ЭДИКТ ТИВЕРИЯ О ЕРЕТИКАХ. ДЕЛО О ЯЗЫЧНИКАХ. БОРЬБА В НЕДРАХ МОНОФИЗИТСКОЙ ЦЕРКВИ. ЦАРЬ МУНДАР. СМЕРТЬ ЕВТИХИЯ. СМЕРТЬ ТИВЕРИЯ
  9. 6. Правовые аспекты экономики: право собственности. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация
  10. § 1. «Собственность» и «право собственности» (п. 1324-1329)
  11. Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости
  12. 3.7. Нарушение неприкосновенности собственности и право государства отчуждать собственность
  13. Глава I МАРКСИСТСКОЕ И БУРЖУАЗНОЕ ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ И ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
  14. Заключение договоров аренды объектов нежилого фонда и жилых помещений, находящихся в собственности Омской области и муниципальной собственности г. Омска
  15. 1. Основные правовые формы «образования собственности рабочих» и «рассеяния собственности между рабочими» в ФРГ
  16. Приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом участке
  17. КАФЕДРА ЮНЕСКО ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ И ДРУГИМ ОТРАСЛЯМ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИИ, 1999
  18. 10.5. Дарение в случае смерти