Смерть — ещё одно обозначение

Даже смерть возникает из нашего собственного ума. Смерть — концепция, производная нашего сознания, поэтому мы вправе утверждать, что наш ум создаёт смерть. Не существует истинной смерти, «смерти в себе», смерти, которая является нашему галлюцини- • рующему уму.
Столь пугающей нас истинной смерти не существует, она — чистой воды галлюцинация. Как я уже объяснял ранее, смерть сама по себе не является проблемой, проблемой является наше представление о ней. Нам свойственно думать, что смерть самодостаточна, существует сама по себе. Подобная концепция-галлюцинация вселяет в нас страх смерти и не позволяет избавиться от цепляния за явления этой жизни: наше тело, близких и имущество. Смерть кажется нам ужасным событием, потому что мы воспринимаем все явления вокруг нас, преходящие по своей природе, как постоянные и испытываем привязанность, гнев и иные негативные эмоции в отношении этих объектов. Определяя жизнь как союз тела и ума, под смертью мы понимаем отделение сознания от тела под влиянием кармы и омрачений. Другими словами, то, что принято называть «смертью», создано нашим умом. Смерть— лишь обозначение, сделанное нашим умом применительно к основе для её обозначения: отделению сознания от тела. Это всё, чем является смерть. Стало быть, не существует самодостаточной «смерти в себе». Нет истинной смерти — смерти, существующей по своей сути, в силу собственной природы. Это галлюцинация. Смерть существует, но смерть эта лишь обозначена нашим умом. Она не является феноменом, существующим по самой своей природе, хотя именно такой мы привыкли её воспринимать. Овеществлённая, независимая смерть, являющаяся нашему восприятию, — галлюцинация. Ум наш галлюцинирует, потому что объект, который мы принимаем за реально существующий, на самом деле не существует. Смерть — продукт нашего мыслетворчества, ошибочно воспринимается нами как нечто реальное и ужасное по самой своей природе, и мы принимаем эту ложную идею на веру. Великий йогин Наропа говорил: «Когда мы рождаемся, рождается концепция; когда мы больны, концепция больна; и даже когда мы умираем, умирает концепция». Другими словами, всё вокруг — концепции. Проанализировав, чем же на самом деле является наша смерть, мы обнаруживаем, что то, как она является нашему восприятию, и представление о способе её существования, возникающее в нашем уме, ошибочны. Ошибочное видение и ошибочное понимание нами смерти делают её пугающей. Великий йогин Сараха утверждал, что без концепций не существует внешних врагов, кровожадных тигров и ядовитых змей. Пока в нас присутствует гнев, мы всегда найдём врага вовне; избавившись от гнева, мы не сможем обнаружить ни одного внешнего врага. Обладая концепцией врага, мы видим врага; не имея кон - цепции — врага мы не видим. Лишённые ненависти и самой концепции врага, мы не в состоянии будем обнаружить вокруг нас ни одного врага, даже если кто- то станет гневаться на нас, оскорблять или попытается лишить нас жизни. В своём труде «Вхождение на путь бодхисат- твы»14 великий бодхисаттва Шантидева также указывает на то, что победа над внутренним врагом означает усмирение всех внешних врагов: как только внутренний враг повержен, мы не сможем найти ни одного врага вовне. Пытаясь донести свою мысль до читателя, Шантидева обращается к метафоре, приводя в при - мер попытки людей защитить свои стопы от колючек. Можно добиться этого, покрыв всю земную поверхность кожей, но где взять столько шкур? Более разумной альтернативой является ношение кожаных сандалий, способных защитить наши ноги от всех колючек на свете15. Шантидева, по сути, говорит о том же: уничтожив саму концепцию, мы не найдём ничего пугающего вокруг нас. Если бы смерть действительно являлась проблемой, она была бы проблемой для всех без исключения уми - рающих. Однако это не так, и многие люди даже находят смерть приятной. То, является смерть проблемой или нет, зависит от ума умирающего. Сама по себе смерть не является чем-то ужасным, но представле- ние о ней конкретного индивида вполне способно внушать ужас. Буддийское учение гласит, что люди, наиболее преуспевшие в практике Дхармы, радуются приходу смер - ти так, словно, умирая, они возвращаются домой, чтобы после длительного отсутствия навестить родных, или отправляются на пикник. Смерть нисколько их не тревожит. Менее продвинутые практикующие чувствуют себя радостно и комфортно в преддверии смерти и совершенно уверены в том, что их ожидает благое перерождение. Даже люди, наименее преуспевшие в практике Дхармы, умирают без тревоги и страха. Радость при мыслях о смерти, так же, как и страх смерти, созданы нашим умом и не существуют сами по себе. Если мы прожили жизнь, наполненную состраданием, перед лицом смерти мы не испытаем горечи раскаяния: всё, что мы делали, являлось Дхармой — причиной счастья, и никакие наши поступки не станут при - чиной страдания или рождения в низших мирах. Поэтому даже в момент смерти ум наш будет радост - ным и удовлетворённым. Люди, прожившие жизнь с добрым и сострадательным сердцем, даже не являясь при этом последователями какой-то определённой религии, встретят смерть без страха и покинут этот мир с радостным и умиротворённым умом.
Даже отрицая закон кармы и реинкарнации, многие люди чувствуют неуверенность относительно того, что ожидает их после смерти, в результате чего, умирая, испытывают сильный страх. Сам собой напрашивается простой и логичный совет таким людям: если существует лишь эта жизнь, а после неё ровным счётом ничего нет, значит, тревоги их совершенно беспочвенны и после смерти все их проблемы естественным об - разом закончатся. Медицинские сёстры, имеющие опыт ухода за умирающими, рассказывали мне, что люди, злоупотреб- лявшие алкоголем, больше всего боятся наступающей смерти! Почему алкоголики испытывают такой страх перед смертью? Западному обществу важно разобраться в причинах этого явления. Не все люди умирают одинаково: одни умирают радостно и спокойно, другие — объятые ужасом. Некоторые люди переживают довольно пугающую смерть, крича от страха и видя вселяющих ужас существ, которые атакуют их. Независимо от того, верят они в перерождения или нет, люди, совершившие в жизни много зла, умирая, испытывают страх. Отпечатки, оставленные в их сознании злодеяниями прошлого, созревают в виде пугающих галлюцинаций — порождений их собственного ума. Подобно тому, как мы не в состоянии видеть сны других людей, не в состоянии мы воспринимать и галлюцинаторные видения умирающего, даже если человек этот лежит прямо рядом с нами. Подобные устрашающие видения — плоды негативной кармы и предвест - ники грядущего рождения в низших мирах. Время, непосредственно предшествующее смерти, — исключительно важный момент. Веря в реинкарнацию, мы не сомневаемся в том, что за этой, теперешней, жизнью последует другая, и качество её будет во многом определяться тем, как именно мы умираем. Наши мысли перед наступлением смерти — непосредственная причина нашей будущей жизни. Позитивный настрой в момент смерти ведёт к счастливому перерождению, негативный — к рождению менее удачному, нежели наша теперешняя жизнь. Верим мы в реинкарнацию или нет, крайне важно постараться создать позитивный настрой в последние минуты нашей жизни, до того как начнёт растворяться грубое сознание, и умереть с радостным и спокойным умом. Необходимо использовать медитацию и любые другие доступные нам техники, чтобы преобразить собственное сознание, ослабив привязанность, гнев, тревогу и страх. Одним из способов избежать смерти, вселяющей страх, является устранение самой причины подобного переживания: негативной кармы и тех отпечатков, что она оставила в потоке нашего сознания. Очистившись от этих двух факторов, мы перестанем испытывать тревогу при мыслях о возможной кончине. Смерть перестанет быть для нас великим горем и станет восприниматься как простая смена тел. Реинкарнация станет подобна переодеванию. Словно надевая на себя вместо грязной и изношенной новую и свежую одежду, мы оставляем позади наше теперешнее тело, выработавшее свой ресурс, и рождаемся в новом, молодом теле, в семье и местности, где у нас будут все условия для преображения собственного сознания и обретения духовных реализаций на пути, ведущем к просветлению. Создав соответствующую причину, мы сможем обрести более совершенное тело, с тем чтобы продолжить практики пути и служение другим живым существам. Другим способом избавиться от страха смерти является отказ от причинения вреда другим живым существам, при котором мы делаем всё возможное для полного пресечения всякой недобродетели. Даже если мы не в состоянии полностью прекратить все неблагие деяния, надо стремиться уменьшить их количество настолько, насколько это в наших силах. Применив на практике подобные методики, мы обнаружим, что смерть из пугающего события превратилась для нас в приятное приключение. Если нам удалось обрести сострадание, терпение, веру или постижение абсолютной природы реальности, мы сможем превратить собственную смерть в медитацию и использовать её в качестве духовной практики. Мы сможем использовать собственную смерть для достижения духовных реализаций на пути к просветлению и обретения способности вести к просветлению других живых существ. Из жертвы смерти мы превратимся в её влас- телина. Вместо того чтобы трепетать перед смертью, мы используем её для избавления от причин страдания и достижения наивысшего счастья. Вот к чему необходимо стремиться. Осуществить это позволит практика бодхичитты, несущая эффективное очищение от омрачений сознания и негативной кармы прошлого и автоматически предохраняющая нас от накопления новой негативной кармы. Породив бодхичитту, мы легко и с радостью отказываемся от недобродетели. Эта практика — лучшая подготовка к смерти, гарантирующая нам радостную и спокойную кончину. Обладая добросердечием бодхичитты, болея, мы будем переживать собственное заболевание во благо всех живых существ, и, даже умирая, мы будем умирать во благо других. Любые тяготы и невзгоды будут переживаться нами во имя всех живых существ. Это наполнит нашу жизнь покоем, счастьем и удовлетворённостью. Нам не о чем будет жалеть ни теперь, ни в будущем.
<< | >>
Источник: Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, Духовное целителъство в тибетском, буддизме. 2010

Еще по теме Смерть — ещё одно обозначение:

  1. Что ещё хотят женщины?
  2. Право на коммерческое обозначение
  3. Право на коммерческое обозначение
  4. 6.3. Выбор очередности (одно рабочее место)
  5. § 8. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного смертью, в том числе смертью кормильца (п. 2390-2395)
  6. Люди с разными представлениями видят одно и то же по-разному
  7. ПАТРИАРХ ЕВТИХИИ. ЭДИКТ ТИВЕРИЯ О ЕРЕТИКАХ. ДЕЛО О ЯЗЫЧНИКАХ. БОРЬБА В НЕДРАХ МОНОФИЗИТСКОЙ ЦЕРКВИ. ЦАРЬ МУНДАР. СМЕРТЬ ЕВТИХИЯ. СМЕРТЬ ТИВЕРИЯ
  8. НЕПОСТОЯНСТВО И СМЕРТЬ
  9. 10.5. Дарение в случае смерти
  10. СМЕРТЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
  11. СМЕРТЬ И СМЕХ
  12. СМЕРТЬ В СРЕДИЗЕМЬЕ
  13. § 210. И) Смерть субъектов
  14. 6. После смерти
  15. Смерть Поппеи
  16. СТАРИК И СМЕРТЬ (Басня)
  17. Преимущества размышления о непостоянстве и смерти
  18. Смерть и смертность. Продолжительность жизни
  19. § 2. Умышленное причинение смерти
  20. Собственно медитация на непостоянство и смерть