Сила сострадания

Как уже говорилось ранее, сострадание также является источником исцеления. Если лечащие нас врачи доб - ры и сострадательны, мы начинаем чувствовать себя лучше уже от одного их слова или прикосновения; мы радуемся, и боль наша ослабевает.
Даже если прописанное ими лекарство не самого лучшего качества, мы всё равно получим от него пользу. Когда у врача нет любви и сострадания к пациенту, он начинает больше заботиться о собственной репутации и благополучии, нежели о страданиях больного. Даже прописав больному самое эффективное и дорогостоящее лекарство, такому врачу трудно будет помочь своему пациенту. Всякий, кто так или иначе связан с целительством, должен усиленно медитировать на бодхичитте. В условиях ретрита или в повседневной жизни таким людям следует регулярно выполнять медитацию на поэтапном пути к просветлению, с тем чтобы развить в себе совершенное сострадание. Все согласятся, что сострадание необходимо, но мало кто знает, как надлежит его культивировать. Наилучшим целителем является человек, обладающий реализацией бодхичитты — альтруистической устремлённости к достижению просветления во благо всех живых существ. Чистый, альтруистический ум бодхи- саттв, лишённый и тени эгоцентрических мыслей, делает всё их тело наполненным благословением. Ум их преображён, поскольку они полностью отбросили все мысли радения о собственном благе и заботятся только лишь о благе ближних. Всякое действие, совершаемое Бодхисаттвой — ходьба, сидение, сон, употребление пищи и даже их дыхание, — делается ради блага других живых существ. Бодхичитта является столь чистой и ценной мотивацией потому, что бодхисаттва расстаётся не только с грубыми мыслями себялюбия, но и с самим желанием заботиться о собственном благе. Даже тот сосуд, в котором заключён возвышенный ум бодхичитты — тело бодхисаттвы, — наполнен благословением. Всё в бод- хисаттве обретает глубокий смысл. Это означает, что любое существо, даже животное, видящее, слышащее или прикасающееся к бодхисаттве, получает от этого пользу. Сам вид бодхисаттвы исцеляет, успокаивая наш ум. Даже дыхание человека, обладающего великим состраданием, является лекарством, как является лекарством и их слюна, моча, фекалии, кровь и любая иная субстанция их организма. Больной может исцелиться уже от того, что его коснулось дыхание бодхисаттвы. Прикосновение бодхисаттвы или даже прикосновение его или её одежд несёт в себе огромное благословение. Употребление внутрь или нанесение на инфицированные места их мочи также способно благословить и принести исцеление. Множество историй о духовных мастерах прошлого и настоящего наглядно иллюстрируют это. В Тибете, когда кто-то начинает падать в обмороки или лишается рассудка, принято сжигать волосы и кусочки одежды известного ламы, с тем чтобы больной вдыхал исходящий от них дым. Если человек потерял сознание, он тотчас приходит в себя. В некоторых странах, где распространено христианство, существует подобная практика, связанная с реликвиями и мощами Франциска Ассизского и других святых. Вместе с ламой Еше мне довелось наблюдать это во время посещения церквей и монастырей Италии. Некоторые церкви в Италии хранят одеяния христианских святых и периодически выдают крохотные кусочки больным людям, которые сжигают или проглатывают их. Больных, проглотивших такую реликвию, обыкновенно сразу же выворачивает наизнанку, после чего они быстро идут на поправку. Считается, что зло, послужившее причиной болезни, таким образом покидает больного. Исцеляющая сила проистекает из высоких духовных достижений святого, главным образом его любви и сострадания. В местности Солу Кумбу в Непале находится монастырь, одну часть которого занимают монахи, а другую — монахини. Теперь, когда возглавлявший его лама покинул этот мир, там осталось не так много монахов. Ламой — настоятелем монастыря был йогин-аскет, обладавший высокими духовными реализациями, бежав - ший из оккупированного Тибета. Одно время он выполнял роль казначея-управляющего крупного монастырского подворья, входившего в монастырский университет Сера Me. В его обязанности входило со- бирать зерно и другие продукты питания в близлежащих деревнях, связанных с монастырём, и затем продавать всё это на рынке, добывая средства на содержание монахов. Когда он не смог справиться с ролью управляющего, эта неудача зародила в его уме мысль отречения — решимость освободиться от пут сансары.
Оставив свой пост, он отправился к весьма образованному и известному ламе Линг-Це Дордже Чангу, от которого получил наставления по поэтапному пути к просветлению. После этого он медитировал, уединившись в горах. В течение шести или семи лет он жил в простой пещере, вырытой в склоне горы. Раньше в Тибете вершины многих гор были словно муравейники изрыты пещерами йогинов-отшельников, уединявшихся там, чтобы в медитациях реализовать путь к пробуждению. Они попросту рыли углубление в склоне и закрывали чем-нибудь его отверстие. В наши дни немногие из них уцелели. Проведя годы в уединённом затворничестве и медитациях, монах этот достиг состояния умиротворённого пребывания, или шаматхи, и в уме его родилась мысль бодхичитты. Также ему удалось достичь духовных реализаций в практике тантры. С достижением умиротворённого пребывания ум ваш способен едино- направленно и неподвижно фокусироваться на избранном объекте. Сконцентрировав своё внимание на объекте, вы в состоянии без усилий удерживать его столько, сколько вам заблагорассудится: месяцы, годы или даже целые зоны. Тело и сознание совершенствуются и преображаются. Такие физические проблемы, как болезни, усталость и тому подобное, не препятствуют более вашей медитации, и ваши тело и ум переполняет блаженство. Достигнув умиротворённого пребывания, монах этот обрёл и дар ясновидения и стал использовать его, давая другим советы относительно их проблем. Молва о его духовных реализациях сделала его знаменитым. Он основал монастырь для монахов и монахинь в мест - ности Тё Цанг в Верхнем Тибете и с началом китайского вторжения в Тибет бежал вместе с ними в Непал. Спросив мнение Его Святейшества Далай-ламы относительно того, следует ли ему перебраться в Индию, он получил совет обосноваться в районе Солу Кумбу, где он и построил свой монастырь на склоне горы, ниже пещеры Лаудо. Слава о духовных реализациях настоятеля вскорости распространилась и по долине Солу Кумбу. Лама наказывал своим прислужникам изготавливать маленькие шарики, смешивая остатки его тибетского чая с цампой, и раздавать их больным людям, искавшим встречи с ним. Многие, приняв такую пилюлю, тотчас исцелялись. Время от времени лама внезапно являл окружающим видимость серьёзного заболевания, и тогда его обильно рвало кровью, которой хватало порой, чтобы наполнить небольшой горшок. Его ученики затем изготавливали пилюли, смешивая эту кровь с цампой, и раздавали их больным. Часто люди, приняв их, выздоравливали. Силою его бодхичитты всё, связанное с его плотью, обретало исцеляющую силу. Пытаясь исцелиться, люди даже использовали остатки пищи с его стола, мочу и предметы обихода. Многие индийские садху также обладают подобной способностью исцелять. Один такой садху, имеющий совсем немного последователей, знаменит тем, что его фекалии исцеляют от проказы, если их нанести на поражённые участки тела. В Индии принято отправлять свои естественные надобности в поле, и со временем фекалии этого садху стали большим раритетом: многие люди начали охоту за ними. И в данном случае источником целительной силы является святость ума садху, его сострадание. В учениях также упоминается история об одной ти - бетской семейной паре, чья дочь была долгое время одержима вредоносным духом. Хотя множество лам проводили по просьбе родителей очистительные риту- алы-пуджи, девочка никак не шла на поправку. Од- наждя к их дому в поисках подаяния пришёл простой монах. Пригласив его в дом, родители спросили, не сможет ли он помочь их дочери. Приступив к выполнению ритуала устранения препятствующих воздействий, включающего в себя молитвы и подношение ритуальной фигуры из теста, монах обнаружил, что вселившийся в девочку дух читает те же самые молитвы. Монах понял, что пуджа не помогает, и, накрывшись с головой собственной накидкой стал медитировать на сострадании к этому духу. Только тогда дух покинул тело девочки и, принеся извинения монаху, взмолился: «Укажи мне путь!». Чем сильнее сострадание целителя, тем эффективнее будет исцеление. Если мы попросим бодхисаттв о помощи, они не откажут нам, в силу своего милосердия. Однако со своей стороны мы должны обладать мудростью и верой, которые позволят нам обратиться к ним за помощью. Если в нас есть мудрость и вера, бодхисаттвы смогут позаботиться о нас.
<< | >>
Источник: Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, Духовное целителъство в тибетском, буддизме. 2010

Еще по теме Сила сострадания:

  1. 5.7.2.3 Сострадание и любовь к ближнему
  2. ЧТО ТАКОЕ СИЛА?
  3. СИЛА И ПОБЕДА
  4. КАК ДЕЙСТВУЕТ СИЛА ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ?
  5. § 6. Законная сила судебного решения
  6. § 4. Обратная сила уголовного закона
  7. Сила за троном
  8. СИЛА СОЛНЦА
  9. Сила и слабость
  10. 4.1.1 Жизненная сила
  11. Вопрос 61. Законная сила судебного решения