НЕПОСТОЯНСТВО И СМЕРТЬ

Сегодня мы с вами поговорим о непостоянстве и смерти. В буддизме эта тема очень важна. Вы также должны медитировать на непостоянство и смерть. Чем больше вы медитируете на непостоянство и смерть, тем больше вы подготавливаете себя к будущей жизни.
Чем больше вы занимаетесь этой медитацией, тем меньше становится ваша привязанность к этой жизни. Вы можете подумать: «Как же я могу медитировать на непостоянство и смерть?» Медитация на непостоянство и смерть не означает, что вы будете сидеть в позе медитации и твердить: «Я умру, я умру». Это не медитация на непостоянство и смерть. Медитация на непостоянство и смерть поможет вам осознать реальную ситуацию вашей жизни. Когда вы поймете вашу реальную ситуацию, то вещи, которые вы раньше воспринимали очень серьезно, не будут для вас столь важны. А объекты, которые на самом деле очень серьезны в вашей жизни, но которые вы не воспринимали подобным образом, станут для вас очень важны. Медитация на непостоянство и смерть объясняется в четырех положениях: • недостатки неразмышления о непостоянстве и смерти; • преимущества размышления о непостоянстве и смерти; • собственно медитация на непостоянство и смерть; • медитация на аспекты смерти. Недостатки неразмышления о непостоянстве и смерти Сначала вы размышляете о недостатках неразмышления о непостоянстве и смерти. Здесь есть несколько положений. Непамятование о Дхарме Если вы не думаете о непостоянстве и смерти, тогда вы зациклитесь на этой жизни. Только деньги, власть и еда будут для вас самым главным, а все остальное - необязательно. Это очень опасно, потому что эти вещи вы не сможете перенести с собой в будущую жизнь. Из- за того, что вы не размышляете о непостоянстве и смерти, вы не готовитесь к будущей жизни. А когда будущая жизнь наступает - это настоящее бедствие. Например, в Сибири летом очень жарко (и если летом ваш дом - не теплый, это неважно), но если вы не думаете о зиме и не готовитесь к ней, то, когда наступит зима, она станет для вас трагедией. А для тех, кто думал о суровой зиме и готовился к ней, наступление зимы не является бедствием. Вот первый недостаток неразмышления о непостоянстве и смерти - это непамятование о Дхарме, о вашей духовной практике и о развитии ума. Вы не думаете об этих вещах. Невыполнение практики при наличии памятования Когда вы не помните о непостоянстве, даже если вы думаете о Дхарме, то не практикуете ее. Иногда вы ведете беседы о Дхарме, но в глубине своего сердца вы не практикуете. Вы думаете: «Я буду практиковать в другое время. Когда я закончу всю мою работу, я буду заниматься практикой». Но тогда вы будете заниматься практикой на кладбище, потому что только тогда вы закончите всю свою работу. Все это происходит из-за неразмышления о непостоянстве и смерти. Выполняемая практика недостаточно чиста Если вы не размышляете о непостоянстве и смерти, то, даже если вы практикуете, то ваша практика не будет чистой. Вы практикуете только для получения какого-то особенного результата в этой жизни, для того чтобы стать необычным человеком. Ваша практика смешивается с мирской мотивацией, поэтому она не станет чистой Дхармой. Возрастание омрачений Из-за того, что вы не размышляете о непостоянстве и смерти, вы будете привязаны к этой жизни. Вы будете думать, что будете жить очень долго. На самом деле вы можете умереть через месяц или через год. Но эта мысль не приходит вам в голову. Вы думаете, что будете жить очень долго: «Все умрут, а я не умру». Глубоко внутри вы именно так думаете. Это называется концепция постоянства. Вы видите, как вокруг вас умирают люди, даже те, кто младше вас. Но мысль о том, что вы тоже можете завтра умереть, вас не посещает.
Вы думаете, что будете жить очень долго. Даже когда вы серьезно больны, вы все еще продолжаете думать, что вот-вот поправитесь и что потом будете жить долго, а когда вам станет лучше, вы будете делать то-то и то-то. Из-за этой концепции постоянства возникают все остальные омрачения. Когда кто-то говорит вам что-то плохое, то из-за уверенности, что вы будете жить очень долго, вы расстраиваетесь и гневаетесь. Вы думаете, что эти слова разрушат вашу карьеру, и из-за этого вы гневаетесь. Но если бы вы знали, что можете умереть в любой момент, то эти слова были бы для вас пустыми звуками: «Ну, пусть говорит». Если вы исследуете, то гнев, зависть и другие подобные эмоции происходят из-за концепции постоянства. И однажды вы умрете с пустыми руками: вы никогда не готовились к будущей жизни. Тогда это станет бедствием. Сожаление в момент смерти В момент смерти, когда органы чувств уже отказывают вам, вы не можете видеть и слышать, в этот момент вы вспоминаете всю свою жизнь и сожалеете о том, что вы впустую потратили свою драгоценную человеческую жизнь. Тогда вы говорите: «Я совершил ужасную ошибку. У меня было такое золотое время, но я не использовал его правильно. Я думал только об этой жизни, но даже в этой жизни я не достиг всего и не подготовился к будущей жизни. Это самая худшая ошибка, которую я совершил». Вы чувствуете сожаление, потому что в этой жизни вы не размышляли о непостоянстве и смерти. Мирские люди не боятся смерти до тех пор, пока она не придет. А когда смерть на самом деле приходит, вот тогда они боятся. На самом деле вы должны бояться смерти и готовиться к ней до того, как она придет. Но вы не должны бояться смерти, вы должны бояться умереть без подготовки. Это крайне необходимо. Это заставит вас готовиться. А когда смерть на самом деле придет, вы со счастливым умом примете ее. В Тибете есть очень много людей, которые в момент смерти говорят: «Это отдайте тем людям, а это - тем. До свидания»,- и спокойно умирают. В будущем, если люди будут готовиться к смерти до того, как она придет, такие вещи будут происходить и в России. Один мой друг, который медитировал высоко в горах Дхарамсалы, в качестве шутки сказал своему другу, что завтра он уходит. Он всем сказал, что завтра уходит. Попрощался со всеми: «Позаботьтесь о себе. Самое главное - это духовная практика. Нет ничего более драгоценного, чем это. У нас достаточно еды, достаточно одежды, но нам необходимо накапливать заслуги. Будьте довольны тем, что вы уже имеете: пищей, одеждой. Самое главное - вы должны накапливать заслуги и мудрость. Это очень драгоценно». На следующее утро люди слышали, как он рано-рано утром занимался какой-то практикой, они слышали звук колокольчика и дамару. А в восемь часов было совершенно тихо, и в девять было совершенно тихо. Когда они открыли дверь и зашли в дом, он сидел в позе медитации и был мертв. Рядом с ним лежала записка, написанная его рукой: «Это отдайте Его Святейшеству Далай-ламе, это отдайте моим друзьям». Там было перечислено около пяти предметов, которыми он владел. Сидя в позе медитации, он отправился в Чистую Землю Ваджрайогини. Это был двадцать пятый лунный день. Такие люди очень мудры. А те, кто владеет пятью мерседесами, подобны детям, которые владеют пятью куклами. В момент смерти все эти мерседесы подобны пяти куклам для маленьких детей. Но если вы не размышляете о непостоянстве и смерти, тогда вам эти богатства кажутся какими-то особенными. А если вы размышляете о непостоянстве и смерти, то эти вещи теряют для вас свою важность. Появляется множество других, более важных вещей. Таковы пять недостатков неразмышления о непостоянстве и смерти.
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме НЕПОСТОЯНСТВО И СМЕРТЬ:

  1. Преимущества размышления о непостоянстве и смерти
  2. Собственно медитация на непостоянство и смерть
  3. § 8. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного смертью, в том числе смертью кормильца (п. 2390-2395)
  4. Непостоянство и произвол
  5. §157. Непостоянство вещей и доктрина анатты
  6. ПАТРИАРХ ЕВТИХИИ. ЭДИКТ ТИВЕРИЯ О ЕРЕТИКАХ. ДЕЛО О ЯЗЫЧНИКАХ. БОРЬБА В НЕДРАХ МОНОФИЗИТСКОЙ ЦЕРКВИ. ЦАРЬ МУНДАР. СМЕРТЬ ЕВТИХИЯ. СМЕРТЬ ТИВЕРИЯ
  7. 10.5. Дарение в случае смерти
  8. СМЕРТЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
  9. СМЕРТЬ И СМЕХ
  10. СМЕРТЬ В СРЕДИЗЕМЬЕ
  11. § 210. И) Смерть субъектов
  12. 6. После смерти
  13. Смерть Поппеи
  14. СТАРИК И СМЕРТЬ (Басня)
  15. Смерть и смертность. Продолжительность жизни
  16. § 2. Умышленное причинение смерти
  17. Осужденные на смерть за шпионаж