КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Ты упомянул о том, что сомневаешься, стоит ли тебе практиковать концептуальную медитацию, поскольку медитация на концептуальную форму пустоты может привести в низшие сферы. В общем, истоком всех поучений Дхармы является верное постижение природы пустоты.
Поэтому она называется матерью всех Победоносных, пространством явлений (дхар- мадхату), или различающим знанием. Ее также называют утробой королевы, пространством, источником всех явлений, Э-ВАМ и так далее. Чтобы проиллюстрировать природу пустоты, учители передают все эти и другие символы, дух и буква которых относятся к Тайной мантре. Именно из верного постижения пустоты проистекают такие категории, как восемнадцать видов пустоты в сутрах истинного (безусловного) смысла, и все различные аспекты стадий развития и завершения в Мантраяне. Например, как внешнее пространство является основой или истоком всех миров и существ, так и все явления сансары и нирваны проявляются из пространства пустоты и в нем же растворяются. В «Тантре безукоризненного плода» говорится: Основа, порождающая все, что есть в сансаре и нирване, Без исключения, Есть пространство явлений, не имеющее никакой формы, Всепронизывающая ширь Пробужденности, подобной пространству, Возникающая из состояния невозникновения. Мириады волшебных образов Появляются всевозможными способами. Все, что возникает и существует, сансара и нирвана, Формируется тем, что не имеет формы, И предстает как явь. Все едино в природе основы, Подлинной реальности, Что превосходит все рассудочные построения. Незнание сути этой природы создает почву для возникновения запутанности. Пребывая в неведении относительно изначального единства пустоты и ясного осознавания, люди придерживаются ложных воззрений — нигилистически считая пустоту отсутствием всего или полагая, что пустота ограничена. Эти неправильные взгляды ведут только в нижние миры. Если же пустота постигается верно, то нет того, кто ушел бы в низшие сферы, как нет и ухода, и самих этих сфер. В частности, в контексте Махамудры основа — это изначальное состояние сущности Ушедших к блаженству (Будд), которое спонтанно и вневременно присутствует в вас; это ваша истинная природа; ее нельзя изменить или исказить, увеличить или уменьшить; это пустое и ясное осознавание. Махамудра пути — это очищение загрязнений временной запутанности; оно совершается с помощью глубоких и быстрых методов, таких как шаматха и випашьяна, фазы развития и завершения, искусные средства и мудрость, два накопления и так далее. Махамудра плода — это обретение власти над царством Дхармы, Три состояния Будд, которых не нужно искать нигде, потому что они всегда присутствуют в вас спонтанно, сами по себе. Вот качества, которые мы развиваем благодаря постижению сущности пустоты. Приводит ли к перерождению в низших мирах концептуальная практика изучения пустоты — зависит от самого практикующего. Кроме того, таких концептуальных практик много. В обычных колесницах есть поучения Дхармы, использующие рассудочные любовь и сочувствие, Просветленный настрой и Шесть освобождающих действий. В особых системах Тайной мантры тоже есть поучения, основанные на понятиях и работе интеллекта, — например, продолжительные и краткие стадии развития или медитации на энергетические каналы, ветры и капли. Но если во всем этом будет всегда присутствовать важнейшее качество, то концептуальное становится неотделимым от концептуального. Что же это за качество? Это просто тройственная чистота. Например, в контексте Просветленного настроя это означает понимать, что объект, в отношении которого развивается этот настрой, субъект, развивающий его, и само умственное состояние имеют один вкус в пространстве естественной пустоты. То же самое касается Освобождающих действий и всего остального. Как только мы это понимаем, все концептуальные практики и методы, применяющие точку опоры, становятся причинами непревзойденного полного Просветления. В «Сутре благого пророчества» говорится: Все явления лишены самостоятельной сущности И свободны от признаков существ или Будд. Вера в то, что нечто свободное от признаков обладает ими, Уводит вас в сторону от Просветления.
Так практикующие Дхарму заражаются концепциями. Когда полностью понимаешь, что явления не содержат реальной сути, Что деяние всегда вне деятеля, Ясно видишь, что цепляние за названия пусто. Кто понимает, что причины и следствия не имеют собственной природы, Тот свободен от привязанности и потому знает Дхарму. Кто понимает эту Дхарму непривязанности, Тот увидит состояние Будды глазами чистоты. Важно понять, что все концептуальные визуализации, такие как стадии развития Мантраяны, следует практиковать точно таким же образом. В соответствии со словами и действиями нашего мастера во время посвящения вазы, в любой стадии развития нужно визуализировать все возникающее, весь мир и его содержимое — существ, скандхи, первоэлементы, основы восприятия—с уверенностью в том, что все это изначально является природой Йидама. Видеть так — не означает умственно создавать что-то, что на самом деле иное. Приписывать подлинность ложному — это ошибочная относительная истина; с таким же успехом можно сколько угодно воображать кусок угля морской раковиной, но он никогда ею не станет. Практики и визуализации каналов, энергий и первоэлементов представляют собой ключевые упражнения, методы, формирующие синхронность для постижения изначально присутствующей природы, основополагающего состояния всех явлений. Мы не представляем себе что-то, чего нет. Все, что визуализируется, превращается в «концептуальные блуждания», если мы представляем это как постоянную реальность, привязываясь к объектам так, будто они прочные и неизменные. Следует понять, что визуализируемые формы суть проявления Махамудры нашего ума — они видимые, но лишены собственного существования, в точности так же, как отражение луны в воде. Их истинная природа вне концептуальных построений. Поэтому нет никаких оснований для помех, ошибок или заблуждений. «Тантра Сущности» описывает это так: В совозникающей сути ума Нет ни медитирующего, ни медитации. Нет ни Йидама, ни мантры. В природе, свободной от умопостроений, И Иидам, и мантра полностью присутствуют. Как прийти к такому постижению? При обработке золота или серебра Невозможно очистить руду, не расплавив ее. Поэтому ты должен уверенно обрести плод Средствами посвящения, приносящего созревание, И стадии развития. Далее в тексте сказано: Пять скандх суть пять семейств Будд, А эти пять семейств — это пять видов мудрости. Пять первоэлементов суть пять супруг. Все внешние и внутренние основы ваджрного чувственного восприятия Суть непревзойденная мандала Бодхисаттв мужского и женского облика. Чтобы принести благо всем существам, Из непрерывного потока целостного Состояния истины Излучаются Будда-поля и заполняют пространство. И появляются бесчисленные телесные формы. В абсолютном смысле нет стадии развития, Поскольку пробужденность твоего собственного осознавания совершенна, как Йидам. Йидам — это твой ум, а твой ум — это Йидам. Кристалл неотделим от окрашенного светового луча - Эта неразделимость Йидама и ума Есть недвойственное постижение Победоносных. Здесь же мы читаем: Молоко дойной коровы пропитывает все ее тело, Но за рога ее не доят. Чтобы добыть молоко, нужно тянуть корову за вымя. Таково и Состояние истины самоосознавания: Если знаешь суть метода и устных наставлений Об изначальном состоянии Трех ваджр, Все свойства Тела, Речи, Ума, Качеств и Активности Будд Проявятся в прямом восприятии, а не в умозаключениях, И ты обретешь совершенное состояние Будды за одну жизнь. Последнее утверждение означает, что если применять эту суть на основе, в которой тело, речь и ум изначально являются тремя ваджрами, то с помощью глубоких методов путей созревания и освобождения обретешь плод — качества Тела, Речи и Ума Победоносных. Это особое свойство Ваджрной колесницы Тайной мантры, глубокое сущностное поучение о том, как превратить плод в путь. Если ты получил устные наставления и благословение мастера для стадий развития и завершения с концепциями и без них, то сделать это несложно.
<< | >>
Источник: Рангдрёл, Целе Нацог. Посвящение и Путь освобождения/Целе Нацог Рангдрёл; пер. с англ. Е. Леонтьева.— М.: Ориенталия. —128 с.. 2011

Еще по теме КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ:

  1. Собственно медитация на непостоянство и смерть
  2. §159. Техники медитации и их просветление «мудростью»
  3. 5. Концептуальные и операциональные определения
  4. 1.4. Концептуальная модель организации
  5. Концептуальный выбор в образовании
  6. Концептуальные основания эмпирических исследований власти
  7. РЕВОЛЮЦИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
  8. Общая концептуальная схема действия
  9. Современный функционализм и его концептуальный аппарат
  10. Концептуальный строй анализа переходного процесса
  11. 2.1. Концептуальное развитие теории управления персоналом предприятий
  12. И.В.Стеблева Концептуальная основа образов в древнетюркской «Книге гаданий
  13. 7.4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  14. НЕПОСТОЯНСТВО И СМЕРТЬ
  15. Лекция вторая.
  16. Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, Духовное целителъство в тибетском, буддизме, 2010
  17. НЕМЕДИТАЦИЯ
  18. Канке В.А.. Философия математики, физики, химии, биологии : учебное пособие, 2011