ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  Итак, гласных фонем — 5, а звуков в потоке живой речи, конечно, больше. Кроме о, а, у, и, э есть звук ы, который слышится после твердых согласных (сравните: мил, мыл).
Е, ё, ю, л не обозначают самостоятельных гласных звуков: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного (мел, мял в отличие от мол, мал), либо передают на письме два звука: е—йэ, ё—йо, ю—йу, я—йа (ель, ёж, лью, змея).
Первый из этих двух звуков, обозначаемый иногда в транскрипции как /й/, является согласным звуком.
Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха проходит между языком и нёбом, и в зависимости от положения, которое принимает язык, и от формы губ мы получаем определенный гласный звук,
В зависимости от участия губ в образовании гласных они делятся иа лабиализованные, или губные, и нелабиализованные (латин. labia — губа). При активном участии губ образуются гласные о, у (губы округляются и вытягиваются вперед) — это лабиализованные гласные. Остальные — а, э, и, ы — нелабиализованные: в их образовании губы столь активного участия не принимают.
В зависимости от направления движения языка и степени его подъема гласные звуки делятся на гласные переднего, заднего и среднего ряда и верхнего, нижнего и среднего подъема.
Гласные переднего ряда — и, э: язык при их образовании продвигается вперед;
гласные заднего ряда — о, у; при их образовании язык отодвигается назад;
гласные среднего ряда — а, ы\ при их образовании язык не продвигается ни вперед, ни назад;
Реформатский А. А. Введение в языковедение. Изд. 4-е , М., 1967. С. 211. j обозначает согласный и (йот).
"'ж обозначает долгий двойной мягкий звук ж {например, в слова л: поз же, приезжать).

гласные верхнего подъема — и, ы, v; спинка языка (средняя его часть) высоко поднимается к нёбу;
гласный нижнего подъема — а; спинка языка находится в горизонтальном положении;
гласные среднего подъема — э, о; спинка языка поднимается, но незначительно*.
Известный лингвист М, В. Панов приводит более детальную, из 25 клеток, таблицу русских гласных , включающую 15 звуков. Но и ее нельзя назвать, как считает сам ученый, исчерпывающе точной, способной передать многочисленные оттенки гласных.

Подъем

Ряд

передний

передне
средний

средний

средне
задний

задний

Верхний

И

?

Ы


У

Верхне-средний

**
э

Эи

Ы3



Средний

э

0

ъ


А,О

Средне-нижний


А




Нижний



А

А



В главе "Орфоэпия" уже говорилось, что звук, обозначаемый [ь], звучит как звук, средний между а/ы в заударных и предпредударных слогах: к[ъ]русёль, к[ъ]локдльчик, пос[ъ]х. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный. Этот звук необходимо тренировать в словах, где встречаются заударные и предударные о и а. Отдельно или в ударном слоге этот звук [ъ] не встречается. Лишь в междометии "чтоб тебеI" его можно встретить под ударением: штъп тебе.
Гласные [я], [3], [5], [Я] сравнительно с гласными а, э, о, у продвинуты аргикуляци- онно вперед или вверх, как показано в таблице. Примеры [с' а т'], [л' 3 т'], [т‘ 8 т‘ ъ], [ч' т'] (сядь, петь, тетя, чуть).
Гласный [я], или "а напряженный", встречается в словах: ал, бал, валgt; перед [л].
Гласный [б] встречается в тех случаях, когда в предударном слоге на месте о и а звучит не [я], как этого требует орфоэпия, а нелабиализованный о. Тогда слышится в[ы]да, в[э]да. Этот звук не следует тренировать. Напротив, его надо устранять, так как он характерен для речи диалектной. Об этом говорилось в главе "Орфоэпия".
Гласный Ыэ не существует изолированно или в ударных слогах, он звучит лишь в предударных слогах после ш, ж, ц: ж[ыэ]лток, ш[ы*]птать, ц[ыл]пная, поц[ы3]луй. А также в некоторых словах на месте А предударного после Ш, Ж: лошадей, по большаку, жасмин, жалеть, к сожалению, жакет, ржаной. Об этом также говорилось в главе "Орфоэпия”.
И наконец, [У]. Этот звук встречается в первых предударных слогах: [п' эя т' и], [.и' эи т' эт'] (пяти, лететь). И об этом говорилось в главе "Орфоэпия" при описании произношения Е и Я предударных. Однако, там мы использовали транскрипцию, рекоменду-
Эти сведения даются не для доучивания, а для понимания часто употребляемых в дальнейшем терминов.

емую Р. И. Аванесовым и наиболее распространенную в пособиях и учебниках театральных институтов и школ: [ие].
А теперь рассмотрим подробно артикуляцию основных гласных звуков, встречающихся в ударном слоге.
Гласный и, переднего ряда, верхнего подъема
При артикуляции и рот слегка раскрыт, зубы обнажены, губы чуть-чуть разведены в стороны. Кончик языка касается нижних передних зубов, спиыка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
Профильная схема расположения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука и.
Гласный з, переднего ряда, среднего подъема
Рот раскрыт больше, чем на звуке и. Кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
Гласный о, заднего ряда, среднего подъема, губной
Губы слегка вьщвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу (но не высоко).
Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
См. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, Ударение. Грамматические формы. М., 1985. С.бЗЗ, 5 37.

Гласный у, заднего ряда, верхнего подъема, губной



Губы активно выдвигаются вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем на о. Спинка языка высоко поднята к мягкому нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.



Гласный а, среднего ряда, нижнего подъема



При произнесении а нижняя челюсть опущена, рот раскрыт широко в вертикальном направлении, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Воздух проходит через рот.



Гласный ы, среднего ряда, верхнего подъема



При артикуляции ы рот раскрыт, как на звуке и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка не касается нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Воздух проходит через рот.
Необходимо заметить, что внутритоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная — наибольший. На а раскрытие рта наибольшее, а глоточной полости — наименьшее.
Прежде чем переходить к тренировке артикуляции гласных звуков, остановимся на согласном, условно обозначенном нами в транскрипции как /й/. Буква й обозначает этот согласный на письме далеко »е всегда — только в конце слова (май, пой), в конце слога перед согласными (майка, пойте) или в начале слова (йод, йог, Йорк). Согласный й является сонорным, т. е. он образуется с преобладанием голоса над шумом.
Этот согласный понадобится нам при тренировке гласных Э, О, У, А, когда он предшествует им (йэ — съезд, йо — объем, йу — поют, йа — яма).

При его артикуляции зубы обнажены, как при произнесении гласного и. Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу. Края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.
При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного.
Для тренировки произнесения гласных звуков мы предлагаем упражнения по таблицам, состоящим из основных гласных и так называемых йотированных гласных звуков и из различных сочетаний звуков.
Таблица основных гласных:
и,              э, а, о, у, ы
Таблица йотированных гласных: е /йэ/, я /йа/, ё /йо/, ю /йу/gt;
Методические указания. Произнесите каждый гласный сначала беззвучно, затем вслух, сознательно относясь к его артикуляции, контролируя себя. Внимательно посмотрите на профильное положение языка на рисунке и на положение губ при произнесении каждого гласного звука. С помощью зеркала еще раз проверьте правильность движения речевых органов (челюстей, губ, языка). При произнесении йотированных гласных положение губ то же самое, но язык вначале занимает положение согласного /и/.
Движения органов речи должны быть легкими, мягкими, эластичными, ненапряженными. Проверьте, свободна ли при этом шея, нет ли напряжения в лице. Следите за дыханием. Каждое упражнение произносится на одном выдохе, как фраза с точкой в конце.
После того как освоите артикуляцию основных и йотированных гласных, переходите к тренировке гласных в различных сочетаниях. Обратите внимание на разницу в звучании основных и нотированныых гласных.




После тренировки упражнений подберите слова с этими сочетаниями гласных. Например: аист, паинька, аэронавт, казтано, аутодафе, ауканье, воин, приударить, приукрасить и др.
В работе над дикцией, так же как в работе над орфоэпией, большую роль играет развитие слухового внимания. С первых занятий по дикции учитесь слушать себя. Добивайтесь правильного формирования звука, следите за свободой звучания, за дыханием. Избегайте так называемого "открытого" (резкого, напряженного) произнесения гласных, не форсируйте голос. Форма губ имеет большое значение не только для четкой дикции, но и для верного голосового звучания. Не следует долго задерживаться на тренировке отдельных слогов. Переходите к работе над произношением гласных в словах. Смысл каждого слова должен быть понятен. Если он неизвестен, найдите объяснение в словаре. Произносите каждое слово как отдельную смысловую единицу, контролируя слухом его произношение.
Наиболее четко оформляется ударный слог. Правильно произнесенное слово — это прежде всего правильно поставленное ударение. Без четко выделенного ударного слога слово не имеет законченной формы. В каждом слове один ударный слог, остальные безударные. Гласные в ударном слоге произносятся внятно, четко, полноценно.
Задание. Определите ударные слоги в словах и произнесите слова беззвучно и вслух, выполняя данные выше методические указания.

иволга

героизм

изверг

заика

эхо

дуэль

экстра

поэзия

арка

реальность

адрес

реакция

остров

наотмашь

отрочество

сообщник

утварь

наука

узость

переулок

ястреб

вальяжный

яркость

боярин

егерь

карьер

ересь

вольер

ёмкость

проём

ёрзать

серьёзность

юрта

приют

юность

завьюжить


Но правильно произнесенное слово это не только верно поставленное ударение в слове.
Наряду с ударным слогом, ударным гласным в слове есть безударные слоги. В зависимости от места по отношению к ударению гласные в безударных слогах звучат по- разному. Добиваясь четкости, ясности произношения гласных в ударном слоге, мы должны следить и за произношением слова в целом, т. е. параллельно с работой над дикцией работать над литературным произношением. Умение произносить гласные в безударном положении — обязательное условие для устранения диалектного произношения.

Предлагаем несколько упражнений для тренировки произношения безударных глас

ных.


I. Определите в каждом слове ударный слог.

Слова произносите беззвучно и вслух.

Обратите внимание, как произносятся безударные гласные о, а в начале слова.

абрикосовый

обезвредить

акробат

обернуть

апартаменты

обмундирование

аннотация

обнаружить

аноним

обезуметь

авангард

обильный

администра ция

обзор

альпинизм

обман

апостол

обыденный

апостроф

ободрить

2. Определите ударный слог в каждом слове.

Слова произнесите беззвучно и вслух.

Обратите внимание, как произносятся безударные

е, я в начале слова.

явление

европейский

язвительный

енот

ягненок

елейный

язык

ермолка

ядро

ежевика

ярмо

единый

якобинец

еретик

языкастый

единица

янычар
/>египтяне

3. Определите ударный слог в каждом слове. Обратите внимание, как произносятся

безударные о, а в первом предударном слоге. Слова произнесите беззвучно и вслух.

дарить корсар

носок

задаром ворона

парад

комар порок

наряд

загар сова

рога

4. Определите ударный слог в каждом слове.

Обратите внимание, как произносятся

безударные а, о на втором и третьем месте перед ударением и в заударном слоге. Одина

ково или по-разному произносятся безударные гласные в этих положениях?

парадокс

просо

воротник

мрачно

косоворотка

неосторожно

носорог

место

садовод

честность

тарантелла

просто

катавасия

каста

каторжанин

паста





В словах несколько, столько и т. п. не пропускайте ль, не говорите: нескоко, сгоко. Тренировка произношения сочетаний безударных гласных: оо, аа, оа, ао, ау, оу, еу, ео, еа, ей, ои, аи. В главе "Орфоэпия" даны указания, как произносить подобные сочетания. Для тренировки предлагаем короткие фразы, каждую из которых следует произносить как единую и законченную по смыслу группу слов. Обратите внимание на знаки препинания, которые стоят в конце фраз.
Задание: Выпишите и запомните 2 — 3 примера на каждое сочетание.
Безударные сочетания оо, аа, оа, ао
Входите по-одному!              Переехал на Арбат!
Живут на островах.              Учиться на акробата.
Не соответствуют стандарту!              Делать по образцу.
Вышел на орбиту.              Хирург на операции?
Прочтите на обороте!              Сказать наобум.
Работать с воодушевлением.              Вооруженные силы.
Перенести на апрель?              Иду за авансом.
Безударные сочетания ео, еа
Говорил неоднократно.              Необыкновенное сооружение.
Необоснованное заявление!              Неодинаковы по размеру.
Неаккуратный человек.              Необъяснимый поступок!
В неоплатном долгу.              Необходимо сделать.
Не оказалось дома?              Неожиданное известие?
Неопределенный ответ!              Неодушевленный предмет!
Нельзя объять необъятное!              Он не актер!
Безударное сочетание еу
Неуживчивый характер!              Неусидчивый человек.
Неудовлетворительный ответ!              Неутомительная прогулка.
Не удосужился выучить.              Не унывайте!
Неуправляемый снаряд.              Неужели сделали?
Не удостоился чести!              Неутоленная жажда.
Неурожайный год?              Неутешительное известие.
Безударные сочетания ау, оу
Несмотря на упреки!              Надеюсь на участие.
Всем на удивление.              Живу за университетом.
Таблица умножения.              Ответите за укрывательство!
Дело за уликами?              На узловой станции?
Спасибо за удовольствие!              Надейтесь на утешение!
Продажа по удешевленным ценам.              Ехать по утрамбованной дороге.
Безударные сочетания аи, ои
Посмотрите на изображение!              Взгляните на иллюстрации!
Трудные наименования?              Действовать по инерции.

Придумайте что-нийудь поинтереснее. По истечении времени.



Безударное сочетание ей



Неискушенный человек. Неиссякаемый источник? Неизъяснимое волнение! Неизбежный конец!
Не извольте беспокоиться! Неинтеллигентный человек. Пути неисповедимы.
Неизгладимое впечатление. Вину не искупить!
Не искажайте факты! Неисполнимое желание? Не играйте с огнем!
Не издевайтесь над ним!
Не идите ка поводу.



Следующий тренировочный материал — на произношение звука и после твердых согласных (см. правило в главе "Орфоэпия").



В истекшем году. Пожалуйста, без извинений! Попал в историю.
Без истерик не обойдется! Всего в избытке.
Жить без идеалов.
Печь в изразцах.
Упал в изнеможении. Сделано без изящества.
С изысканными манерами.
С именем на устах.
Вот именно,
Вот и мы!
Работать с интересом.
В историческом освещении.
"Пунин и Бабурин" (И. Тургенев).
"Контрабас и флейта" (Л. Чехов).
"Лев и комар" (И. Крылов).
"Крестьянин и змея" (И. Крылов).
"Лев и волк" (И. Крылов).
"Язык и ум теряя разом..." (Л. Пушкин). "Пред испанкой благородной..." (Л. Пушкин). "Был и я среди донцов..." (А. Пушкин)
"Руслан и Людмнла"(А. Пушкин). "Хозяин и работник "(Л. Толстой). "Лес и степь" (И. Тургенев).
"Он и она" (А. П. Чехов).



После тренировки дикции и орфоэпии на словах и коротких фразах переходим к литературным текстам, чтобы закрепить полученные навыки. При этом, как всегда, одной из наших главных задач является умение действовать словом, связанное с пониманием текста и желанием поделиться мыслями с партнером. Работа над дикцией и орфоэпией не принесет пользы, если учащийся будет механически произносить слова, обращая внимание только на четкость артикуляции и правильность произношения. На протяжении всех лет обучения сохраняется принцип комплексной работы над всеми разделами предмета.
Первыми литературными текстами служат нам пословицы и поговорки — хороший материал для тренировки не только дикции и орфоэпии, но и умения доносить мысль и то, что стоит за текстом.
Пословицы — мудрые народные изречения, в которых отображена жизнь, трудовая деятельность людей, их взаимоотношения, обычаи, нравы, привычки. В пословицах народ высмеивает тунеядцев, трусов, глупцов, утверждает мужество, трудолюбие, правдивость, честность,              4

Всегда утверждая что-либо как неоспоримую истину, пословицы в то же время не остаются равнодушно-спокойными. Богатство оттенков чувств и отношений, заложенное в пословицах, помогает найти верное решение и подсказывает действенную задачу.
Работа над пословицами знакомит, в частности, с очень распространенным синтаксическим явлением — противопоставлением. Интонационное выделение противопоставляемых элементов играет важную роль в раскрытии смысла произносимого: "Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож"; "Вещь хороша новая, а друг — старый" и т. д.
Задание, Продумайте содержание каждой пословицы. Наметьте слова, которые выражают основную мысль. Решите, к каким фактам жизни можно отнести данную пословицу, в каких случаях и с какой задачей вы ее произносите.
В каждой пословице, подобранной нами, под ударением стоят те или иные гласные, в том числе йотированные. Они повторяются в дайной пословице в нескольких словах, как в ударном, так и в безударном положении. Запомните три пословицы или поговорки на каждый звук.
а,              я
Ворона и за море летала, а ума ие достала.
Желанному гостю — горячий привет, незван ному гостю — хозяина дома нет.
Петр да Иван волокут чурбан; Петр надувается, спину ломает, а Иван ухмыляется, дурака валяет.
Язык болтает, а голова не знает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сграшивай не старого — спрашивай бывалого.
о, ё
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит.
В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.
Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит.
На языке мёд, а под языком лёд.
Это ёж — его руками не возьмёшь.
Соврёшь — не помрёшь, да вперед не поверят.
и,              ы
С родной земли умри — не сходи.
Каковы встречи, таковы и речи.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Поспешишь — людей насмешишь.
Думу трижды вокруг головы оберни да раз выскажи.
е
Без дела жить —- только небо коптить.
Ученью без уменья —- не польза, а беда.
Велик телом, да мал делом.
Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

Кто языком штурмует, немного навоюет.
Беды мучат, да уму учат.
Думай ввечеру, — делай поутру.
За ученого двух неученых дают, да и то не берут.
Какову чашу другу нальешь, такову и сам выпьешь.
<< | >>
Источник: Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС»  — 511 с.. 2002

Еще по теме ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
  2. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
  3. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ НА СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
  4. ТРЕНИРОВКА ПРОИЗНОШЕНИЯ УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ НА СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ
  5. 1.2. ЗВУКОВОЙ СОСТАВ РИФМ —
  6. Упражнения на развитие голоса
  7. «Комплекс оживления» младенца
  8. ОТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИЕРОГЛИФА К НАШЕЙ БУКВЕ
  9. 1.1.1. Неточные рифмы
  10. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ
  11. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ